Очередная победа над недобросовестными Заказчиками
Клиент ЮФ «Контра» заключил муниципальный контракт на строительство очистительных сооружений. В результате действий/бездействий Заказчика клиент не мог осуществлять работы по объекту надлежащим образом в установленных объемах и сроках. В итоге понимая, что Клиент не успевает завершить строительство объекта в срок, Заказчик в одностороннем порядке расторгает муниципальный контракт. Благодаря совместным усилиям Клиента и сотрудников ЮФ «Контры» в судебном порядке удалось доказать незаконность одностороннего отказа от договора (см. дело № А59-441/2020).
Нарушения всех мыслимых и немыслимых положений 44-ФЗ
«Данное дело схоже с самолетом, свалившегося в штопор, на протяжении года оно переносилось из заседания в заседание. После того, как мы подключились, достаточно было двух решающих участий, включая привлечение уполномоченных органов Правительства Сахалинской области, и положительное решение вынесено – самолет совершил идеальную посадку!»
Клиент в 2015 г. заключил с Заказчиком муниципальный контракт на подготовку проектной документации для очистительных сооружений мощностью 10 000 м3/сут. Клиент свои обязательства исполнил и передал проектную документацию Заказчику по акту. Претензий к подготовленной документации не было. В 2016 г. Заказчик обратился в экспертные учреждение для проведения экспертизы проектной документации, однако получил отрицательно заключение по причине отсутствия градостроительного плана, который был получен позже.
В 2017 г. Заказчик просит Клиента неофициально подготовить новую проектную документацию на очистительные сооружения, но уже мощностью 5 200 м3/сут, т.к. фактически на больший объем финансирование представлено не будет.
После получения финансирования Заказчик разыгрывает муниципальный контракт, по результатам которого с Клиентом заключается договор на осуществление строительно-монтажных работ. С момента заключения договора прошло 5 месяцев, прежде чем Клиент получил от Заказчика рабочую документацию для непосредственного осуществления работ. После получения документации Клиентом были выявлены недостатки документации, без устранения которых осуществлять строительство объекта было невозможно. В итоге в течение еще 5 месяцев Клиент не мог осуществлять работы, так как проводилась корректировка документации и прохождение государственной экспертизы.
Когда Клиент получил новое заключение экспертизы, то он обратился к заказчику с просьбой согласовать новую смету и заключить дополнительное соглашение, т.к. новая проектная документация увеличивала объем, сроки и стоимость работ. Но заказчик несмотря на постоянные письма и прочие действия со стороны подрядчика, только спустя почти год утвердил новую смету и подписал дополнительное соглашение, предоставив Клиенту всего 3 месяца для осуществления работ, что фактически было невыполнимо, хотя подрядчик был готов построить объект за полгода.
В декабре 2019 г. Заказчик в одностороннем порядке расторг договор с Клиентом при этом надлежащим образом не уведомив его. Примечательно, что спустя неделю после расторжения договора Заказчик принимает у работы у Клиента и также не уведомляет о расторжении. В конце январе 2020 г. Клиент, узнав об одностороннем отказе от договора, обратился в ЮФ «Контра».
При этом Заказчиком была нарушена процедура одностороннего отказа от договора в части своевременного размещения публикации на сайте закупок.
Сотрудники обратились с исков в Арбитражный суд Сахалинской области, а также подали ходатайство об обеспечении иска в виде наложения запрета на проведение торгов, т.к. проведение торгов и заключение нового контракта препятствовало бы в дальнейшем Клиенту осуществлять работы по объекту, в связи с началом работ нового подрядчика.
Однако в удовлетворении обеспечительных мер было отказано по причине того, что согласно опубликованной закупке работы должны были проводится только в 2022 г., что не нарушало интересов Клиента. Но как было установлено позже в рамках затянувшихся заседаний в связи с обострением коронавирусной инфекции, Заказчик подписал новый контракт с новым подрядчиком, по условиям которого работы должны были проводится не раньше 2022 г. и оплата проводилась также в 2022 г.
Но, как было выяснено уже по ходу процесса, новый подрядчик начал выполнять работы уже в марте 2020 г., сразу после подписания контракта. При этом, в рамках заключенных в последующем дополнительных соглашений срок проведения работ был установлен до конца 2020 г. Примечательно что новый подрядчик начал выполнят работы в марте, а дополнительное соглашение о проведении работ в 2020 г. было подписано только в сентябре 2020 г. Другими словами, клиенту было предоставлено всего три месяца на завершение работ, а новому подрядчику фактически девять месяцев.
Выше указанные действия Заказчика по изменению условий муниципального контракта не только существенно нарушили действующее законодательство в сфере контрактной системы, ограничив число желающих поучаствовать в торгах, но и ввели в заблуждение суд относительно необходимости принятия обеспечительных мер. Так, помимо прочего, на сайте госзакупок был вопрос применительно целесообразности и действительности начала работ и оплаты только в 2022 г., когда сам контракт и торги осуществляются в 2020 г., на что от Заказчика и организатора торгов был представлен утвердительный ответ о правильности условий торгов.
Изучив многочисленные материалы дела, выслушав позиции сторон, проведя несколько затяжных заседаний, суд принял решение об удовлетворении требований Клиента и признал односторонний отказ от муниципального контракта недействительным.
Другие публикации
Незнание о смерти родителя, не является уважительной причиной пропуска срока принятия наследства, если дети имели все возможности узнать об этом. Такой вывод сделал Верховный суд РФ. Пропуск срока принятия наследства не редкий случай, однако в недавнем деле возникли сложности и мнения судов разделились.
В связи с увеличение ставки НДС до 20%, возникает спорный вопрос - имеет ли продавец безусловное право на увеличение стоимости договора? Сотрудники Юридической фирмы Контра представляют краткое заключение, с описанием двух противоположенных позиций.
Несмотря на привилегии конкурсной комиссии (по сравнению с аукционной) Юридическая фирма «Контра» смогла доказать порочность размещенной документации в рамках внеплановой проверки с учетом отсутствия положений о распространении условий закупки на контракты «под ключ», где подряд является лишь этапом выполнения услуг.