Потерпевший по КоАП РФ – кто он?
Не так давно ЮФ «Контра» затрагивала тему проблемности Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), однако в данной ситуации абсолютно точно невозможно ограничиться одной новостью. Продолжая данную тематику, хотим освятить еще одну проблемную сторону КоАП РФ.
Статус потерпевшего в регламентации КоАП РФ
«Возникновение описываемой проблемы на практике не является редкостью – в частности, подобный вопрос поднимался и в одном из процессов, в котором участвовала ЮФ «Контра». Проблемность КоАП РФ очевидна, что не отрицается даже законодателем, однако каких-либо системных действий по его реформированию почему-то не совершается. Указанное еще раз наталкивает на необходимость размещения соответствующей общественной инициативы или достижения результата по выдвижению законодательной инициативы компетентными субъектами».
В КоАП РФ однозначно не решен вопрос, с какого момента лицо, которому административным правонарушением причинен вред, становится потерпевшим по делу и, соответственно, приобретает всю полноту предусмотренных законом для данного участника процесса прав.
С одной стороны, ч. 1 ст. 25.2 КоАП РФ устанавливает, что потерпевшим является физическое или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред. «Какие могут быть споры о статусе потерпевшего, если в законе четко все определено?», – возникает логичный вопрос. Отвечая на него, стоит сказать, что законодатель таким подходом освятил лишь процессуальный аспект, упустив не менее значимый – материальный.
Вот о чем идет речь: права лица нарушены путем совершения административного правонарушения другим лицом; первый подает заявление о привлечении второго к административной ответственности в компетентный орган, однако тот отвечает отказом в возбуждении дела об административном правонарушении. И вот здесь проявляется проблемность нормы ч. 1 ст. 25.2 КоАП РФ, которая связывает статус потерпевшего с административным правонарушением, т.е. фактом, признанным противоправным компетентным органом. В нашем примере был отказ в возбуждении, что означает отсутствие состава или события правонарушения. Но вы не согласны с таким решением и намерены обжаловать его в суд, однако суд вам отказывает по той причине, что правонарушения «не было», значит статуса потерпевшего у вас нет, а, следовательно, и нет права на обжалование (ч. 2 ст. 25.2 КоАП РФ).
Учет материальной составляющей позволит преодолеть абсурдность такой практики. В частности, в научной литературе говорят о том, что административно-процессуальное правоотношение является производным от предписаний административного права, что означает более простым языком – нарушение закона (совершение правонарушения), в результате которого какому-либо лицу причиняется вред, автоматически влечет наделение последнего статусом потерпевшего.
Такая позиция является абсолютно обоснованной и логичной, что подтверждается положением, сформированным Конституционным Судом РФ, но в отношении уголовного права: "Правовой статус лица как потерпевшего устанавливается исходя из фактического его положения и лишь процессуально оформляется постановлением уполномоченного органа о признании потерпевшим, но не формируется им".
Административно-процессуальное правоотношение является производным от предписаний административного права, выполняет служебную функцию – т.е. речь идет о том, что появление фигуры потерпевшего связано не с каким-либо процессуальным действием, а с фактическим причинением вреда лицу во время совершения проступка. Следовательно, определение понятия "потерпевший" указывает на материально-правовые основания для его участия в производстве по делу об административном правонарушении.
Таким образом, налицо очевидный пробел в законодательстве, из которого следует невозможность граждан реализовать свои конституционные права на защиту и обжалование актов органов государственной власти и их должностных лиц, который требует срочного законодательного устранения.
Другие публикации
В ЮФ "Контра" обратился Клиент, которому было необходимо получить 5 патентов на промышленные образцы, а именно на 4 медицинских костюма и медицинский халат: 1) Медицинский костюм женский 102 в 5 цветах; 2) Костюм 103 в синем цвете; 3) Костюм 104 в черном цвете; 4) Костюм 107 в двух цветах; 5) Медицинский халат в белом цвете.
ЮФ «Контра» выступила в защиту ОКУ "Дирекция по реализации программ строительства Сахалинской области" с учетом приведения обоснования по необоснованности жалобы.
Решение вопроса с размещением хостелов (иных гостиничных сервисов) в жилых домах созревало давно. Так, несмотря на отсутствие прямого запрета на размещение хостела в квартире в действующем законодательстве, в судебной практике указывалась на необходимость перевода квартиры в нежилое помещение. Соответствующий законопроект был прият Госдумой, однако на данный момент Совет Федерации раскритиковал некоторые его положения.