Антимонопольный комплаенс для IT-компаний: как избежать претензий ФАС в условиях цифровой экономики
Антимонопольный комплаенс для IT-компаний в условиях цифровой экономики становится особенно актуальным, поскольку быстрое развитие технологий и изменение бизнес-моделей могут привести к новым формам антиконкурентного поведения. Чтобы избежать претензий со стороны Федеральной антимонопольной службы (ФАС) и других регуляторов, IT-компаниям следует учитывать несколько ключевых аспектов, рассмотренных в данной статье.
Как избежать претензий ФАС в условиях цифровой экономики
«Антимонопольный комплаенс для IT-компаний в условиях цифровой экономики требует внимательного подхода и постоянного мониторинга. Соблюдение антимонопольного законодательства не только помогает избежать юридических последствий, но и способствует созданию здоровой конкурентной среды, что в конечном итоге приносит пользу как компании, так и ее клиентам»
В соответствии с Разъяснением ФАС России от 02.07.2021 № 20 антимонопольный комплаенс – система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства. Под системой внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства понимается совокупность правовых и организационных мер, направленных на соблюдение требований антимонопольного законодательства и предупреждение нарушения. Эти меры могут быть предусмотрены внутренним актом (актами) организации либо другого лица из числа лиц, входящих в одну группу лиц с ней, если такой внутренний акт распространяется на нее.
ФАС России разъяснил, что организация антимонопольного комплаенса является правом компании, т.е. организация антимонопольного комплаенса осуществляется на принципе добровольности и полностью по своему усмотрению.
Основными целями антимонопольного комплаенса являются обеспечение соблюдения антимонопольного законодательства при осуществлении деятельности IT-компаниями и предупреждение нарушений антимонопольного законодательства.
При введении в работу системы антимонопольного комплаенса рекомендуется руководствоваться следующими принципами:
1) заинтересованность руководства IT-компании в эффективности функционирования антимонопольного комплаенса, а также вовлеченность работников в реализацию положений внутреннего акта об антимонопольном комплаенсе;
2) регулярность оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства;
3) непрерывность функционирования антимонопольного комплаенса, а также постоянное совершенствование и повышение эффективности антимонопольного комплаенса;
В соответствии с ч. 2 ст. 9.1 Закона о защите конкуренции для организации антимонопольного комплаенса IT-компании необходимо принять один или несколько внутренних актов, которые в совокупности должны содержать:
• требования к оценке рисков нарушения антимонопольного законодательства;
• меры по снижению этих рисков;
• меры по контролю за применением антимонопольного комплаенса;
• порядок ознакомления работников с указанными локальными актами;
• информацию о должностном лице, ответственном за антимонопольный комплаенс.
Сведения о принятии (применении) внутренних актов необходимо разместить на сайте компании на русском языке (ч. 4 ст. 9.1 Закона о защите конкуренции).
В соответствии с ч. 5, 6 ст. 9.1 Закона о защите конкуренции для того, чтобы избежать претензий ФАС и убедиться, что внутренние акты (их проекты) соответствуют антимонопольному законодательству IT-компания вправе направить их в ФАС России. В течение 30 дней ФАС рассмотрит документы и даст заключение об их соответствии или несоответствии требованиям антимонопольного законодательства. ФАС России признает акт или проект акта об антимонопольном комплаенсе соответствующим Закону о конкуренции. Если какой-либо из элементов описан в ином внутреннем акте хозяйствующего субъекта, его также нужно представить в ФАС России.