Невозможность дозвониться в территориальный отдел судебных приставов

Новости
15 июл’21

В очередной раз столкнувшись с невозможностью дозвониться в отдел судебных приставов, в голову пришла мысль: «Что если направить заявление в рамках Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» старшему судебному приставу об организации надлежащей работы отделения, выраженной в осуществлении организации и контроля реального телефонного взаимодействия взыскателей, а также их представителей с ответственными за исполнение требований исполнительных документов должностными лицами и при ответе, что все работает (хотя это не так), обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия старшего судебного пристава по осуществлению надлежащей организации работы отделения?.

Нарушенное право взыскателя в данном случае – право на информирование о ходе принудительного исполнения».

Как найти выход из сложившейся ситуации?

«К сожалению, затронутая тема чрезмерно актуальна. Самим судебным приставам было бы куда легче ответить на звонок, потратить 2 минуты времени, чем потом тратить гораздо больше на заполнение ответов на бумаге и т.д. Представляется очевидным, что не хватает автоматизированной картотеки исполнительных производств, как это представлено по аналогии в картотеке арбитражных дел».

Павел Дорощук
Помощника юриста

Идея строится на следующих рассуждениях:

Из Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения» следует, что старший судебный пристав:

  • организует работу подразделения судебных приставов;
  • обеспечивает принятие мер по своевременному и полному исполнению судебными приставами- исполнителями судебных актов;
  • осуществляет в пределах своей компетенции контроль в установленной сфере деятельности.

Так как исполнительное производство базируется на принципе диспозитивности, то получается следующее: для того, чтобы исполнительный документ исполнялся, взыскатель должен активно взаимодействовать с судебным приставом, а старший обязан обеспечить работоспособность площадки такого взаимодействия.

Если телефонный звонок взыскателя или его представителя связан с получением информации о ходе исполнительного производства, в том числе о направлении судебным приставом иных документов в рамках исполнительного производства (к примеру – Сведений о ходе исполнительного производства), то невозможность дозвониться можно расценить, как нарушение права взыскателя на информирование о ходе исполнительного производства (часть 13 статьи 50 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве») вследствие незаконного бездействия старшего судебного пристава по надлежащей организации работы подразделения.

Таким образом, нарушаются права взыскателя, которые восстанавливаются в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

Теперь рассуждения о механике действия:

Вышеуказанное заявление, направленное в порядке Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», предполагает письменный ответ старшего судебного пристава по существу изложенных доводов.

В теории можно получить следующую вариативность ответов:

  1. все работает, звоните;
  2. Вы правы, мы все поправили, теперь все будет работать;
  3. либо не получить ответа вовсе.

При первом варианте нужно оформить доказательства того, что дозвониться невозможно.

На ум приходит два варианта:

  1. выписка многократных телефонных звонков, заверенная сотовым оператором;
  2. нотариальное удостоверение факта телефонного звонка и отсутствия ответа на него.

Второй вариант не рассматривается – действительность в параллельной вселенной.

При третьем варианте будет оспариваться незаконность бездействия по ответу на заявление, что будет не соответствовать сути идеи.

В мечтах хотелось бы получить судебный акт о признании незаконным бездействия старшего судебного пристава по надлежащей организации работы отделения, которым на него будет возложена обязанность издать и контролировать исполнение распоряжения об организации телефонного взаимодействия ответственных должностных лиц с взыскателями (их представителями) в течение определенного промежутка времени.

В случае дальнейшей невозможности дозвониться в этот отдел взыскатель (его представитель) получает возможность получить и предъявить исполнительный документ. выданный на основании такого решения суда.

Другие публикации