Юридическая фирма «Контра» на защите прав бизнеса от недобросовестных клиентов!
11 апреля юристами юридической фирмы «Контра» проведен онлайн-вебинар с сотрудниками журнала «OFF» по вопросам минимизирования рисков возникновения конфликтных ситуаций с клиентами в рамках исполнения договорных обязательств. В рамках обсуждений была затронута нетривиальная тема, касающаяся правовых рисков при использовании изображений гражданина применительно к ст. 152.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Правовое регулирование охраны изображения гражданина
«Хотелось бы поблагодарить сотрудников журнала «OFF» за идею проведения подобного рода мероприятий. Очевидно, что в существующих реалиях у предпринимателей постоянно возникает множество вопросов, как вести себя в той или иной ситуации, чтобы не нарушать законы и не подвергать свои компании дополнительным правовым рискам. Основной способ, с помощью которого мы можем помочь нашим клиентам – это поддерживать постоянную связь, чтобы понимать их потребности и проблемы, что возможно реализовать в том числе через проведение онлайн-вебинаров. Данный формат работы при участии сотрудников журнала «OFF» прошёл успешную апробацию, поэтому в будущем будем чаще его использовать при работе с клиентами».
Обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина, за исключением случаев, предусмотренных п. 1 ст. 152.1 ГК РФ (позирование за плату, изображение получено при съемке на публичных мероприятия и др.).
Изготовленные в целях введения в гражданский оборот, а также находящиеся в обороте экземпляры материальных носителей, содержащих изображение гражданина, полученное без его согласия, подлежат на основании судебного решения изъятию из оборота и уничтожению без какой бы то ни было компенсации.
Казалось бы какие могут быть сложности? Не получил согласия – не используй изображение. Но не всё так просто….
Первый вопрос, который возникает: что следует понимать под согласием на обнародование и использование изображения, в какой форме оно должно быть выражено.
Частично ответ на данный вопрос можно найти в разъяснениях Пленума Верховного Суда РФ, в которых указано, что согласие представляет собой сделку, может быть совершено в письменной или устной форме, а также путем совершения конклюдентных действий, т.е. когда из поведения лица явствует его воля совершить сделку. При этом указано, что ранее выданное согласие гражданина на использование его изображения может быть отозвано в любое время. Обязанность доказывания правомерности обнародования и использования изображения гражданина возлагается на лицо, его осуществившее.
Следовательно, возникает второй вопрос: в каких случаях согласие считается отозванным? Ответ на него не содержится ни в гражданском законодательстве, ни в разъяснениях высших судебных инстанций.
Существующий правовой вакуум создает возможность для злоупотребления правом недобросовестными гражданами, которые после предварительных договоренностей, в последний момент, в отсутствие оснований отзывают согласие на использование своего изображения, к примеру, в предстоящем выпуске журнала, что может повлечь ощутимые потери для бизнеса.
С целью недопустимости возникновения подобного рода ситуаций, юристы юридической фирмы «Контра» настоятельно рекомендуют оформлять согласие гражданина на использование его изображения в письменной форме с указанием на порядок, пределы обнародования и использования изображения, о сроке, на который оно дается, а также на алгоритм действий необходимых для отзыва ранее данного согласия.
Подробнее см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 23.06.2015 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»: Ссылка.
Другие публикации
Тема текущего выпуска OFF – «Баланс между работой и отдыхом». Прежде всего, Мистер Вульф, как тот сапожник без сапог, всегда на связи 24 на 7 Поэтому спрашивать его за советом в части, как можно забить на работу или отдыхать заграницей без телефона, или не заглядывать в напоминалки, сидя в кино или за столом с друзьями, абсолютно бессмысленно. Как сейчас модно говорить – «от слова – совсем».
Ни один Mr. Wolf такой. Так, 36% юристов не могут поддерживать work-life balance. Представителям других профессий это удается лучше. Так, например, 67% бухгалтеров и административного персонала это удается. Такие выводы следуют из исследования HeadHunter.
Как ранее нами освещалось, 21 мая 2022 г. Юридическая фирма «Контра» успешно организовала во Владивостоке благотворительный забег в рамках проекта Legal run в поддержку подопечных благотворительного фонда «Подари жизнь». В этот раз на мероприятие были приглашены журналисты, видеограф и координатор от издания OFF.
В настоящее время смонтирован, утвержден и согласован видеоролик, который мы презентуем на своих площадках, а также направим в адрес Оргкомитета Международного Благотворительного Забега Legal Run 2022 Так, по завершении всех флешмобов будет смонтирован традиционный общий видеоролик.
Событийка с фото и текстом будет опубликована в ближайшем выпуске OFF.
Продолжая цикл статей, посвященных открытию бизнеса, Мистер Вульф не может не затронуть очень актуальную тему о рекламе на просторах Интернета. Тем более, что любому начинающему бизнесу требуется раскрутка. При этом, сейчас даже ребенок знает, что реклама в сети Интернет и мессенджерах является наиболее востребованной.
Основное шокирующие всю публику нововведение – с 1 сентября 2022 года вступает в силу закон, по которому всю интернет-рекламу нужно будет маркировать. Новое требование касается всех видов рекламы в интернете, в том числе, на сайтах, в соцсетях и телеграмм-каналах, а также рекламы у блогеров.
В статье речь пойдет о понятии рекламы, о правилах её размещения в сети Интернет и ответственности за нарушения данного порядка.