Вернуться в СобытияВсе публикации

Суд — и точка!

События
22 июн’22
Услуга:

Владивостокский фастфуд «Еда и точка.» на прошлой неделе громко прозвучал во всех федеральных новостях. Владелец предприятия питания Сергей Понкратов обвинил в плагиате крупнейшую сеть ресторанов быстрого питания «Вкусно — и точка» (бывший McDonald’s), которая открылась в России после ребрендинга.

На официальном открытии 12 июня в Москве на Пушкинской площади (там же, где 31 января 1990 года дебютировал первый «советский» «Мак») компания объявила о своём новом названии, которое долго придумывали «всем миром». Напомним, после продажи бизнеса российскому предпринимателю Министерство промышленности и торговли РФ запустило конкурс на лучшее наименование в своём телеграм-канале. Странно, что такая крупная компания не проверила название хотя бы с помощью поисковика.

Владивостокский бизнесмен заявил, что подаст в суд, и начал поиск юристов. Он рассказал, что его бренд «Еда и точка.» зарегистрирован в Роспатенте с 2020 года. Сейчас во Владивостоке 18 точек.

Из Владивостока направляют ноту протеста бывшему «Макдоналдсу»

Услуга:

Ситуацию в споре двух созвучных торговых марок прокомментировал нашему изданию Кирилл Возисов, управляющий партнёр юридической фирмы «Контра»:

— Прежде всего, в настоящее время обозначение «Вкусно — и точка» не зарегистрировано, направлено лишь заявление о регистрации в качестве товарного знака, в отличие от приморского бренда, история которого началась с 2019 года.

С точки зрения стратегии сети «Еда и точка.» необходимо написать в Роспатент возражения о возможной регистрации конкурирующего обозначения. Будет правильным также обратиться непосредственно к конкурирующей фирме с предложением по урегулированию вопроса.

В случае же регистрации названия «Вкусно — и точка» в качестве товарного знака владивостокский правообладатель вправе двигаться по двум направлениям, а именно: через палату по патентным спорам с возражениями противзнаку, а также в суд по интеллектуальным правам с исковым заявлением о досрочном прекращении правовой охраны товарному знаку.

Основания, безусловно, есть. В частности, нарушение пункта 3 статьи 1484 ГК РФ: «Никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения». В качестве требований можно заявить и обязать прекратить использование, изъять из оборота продукцию под указанным брендом, выдвинуть имущественные требования в виде компенсации до пяти миллионов рублей и прочее.

Как вариант, можно пойти по пути признания действий обладателя обозначения «Вкусно — и точка» недобросовестной конкуренцией, что также будет основанием для признания предоставления правовой охраны данному товарному знаку недействительной (подпункт 6 пункт 2 статьи 1512 ГК РФ). В частности, нарушения статьи 14.6 Федерального закона «О защите конкуренции», которая устанавливает, что не допускается недобросовестная конкуренция путём совершения хозяйствующим субъектом действий (бездействия), способных вызвать смешение с деятельностью хозяйствующего субъекта-конкурента.

Однако, справедливости ради, стоит отметить, что в данной ситуации есть риски и не добиться положительного результата по нескольким причинам.

Во-первых, будем откровенны: некоторые участники сделки вокруг McDonald’s имеют чистую прибыль, предположительно, порядка нескольких миллиардов рублей. У них есть товарные знаки чемпионата мира по футболу — 2018, зимних Олимпийских игр в Сочи и многих других очень известных мероприятий. Возможно предположить, что возникнет определённая лояльность к ним со стороны уполномоченных органов.

Во-вторых, несмотря на то, что визуально и аудиально товарный знак «Еда и точка.» и обозначение «Вкусно — и точка» близки, суд может не согласиться с доводом сходства до степени смешения, исходя из того, что данные товарные знаки формируют у покупателей разные представления.

В частности, товарный знак «Еда и точка.» представляет собой указание на то, что можно приобрести продукты питания, а также воспользоваться интернетом, раздаваемым самим заведением, так называемая «точка» (точка доступа — понятие, активно используемое в информационных технологиях). «Вкусно — и точка», в свою очередь, представляет собой утверждение («вкусно» и больше ничего). В данной ситуации можно говорить о различной семантике слова «точка».

В-третьих, стоит иметь в виду, что товарные знаки могут состоять из охраняемых и неохраняемых элементов. При этом последних может быть в торговом знаке до 50 % схожести и совместимости. Неохраняемые элементы — это слова или изображения, которые должны быть свободными для использования разными лицами применительно к конкретному товару или услуге.

В настоящее время в торговом знаке «Еда и точка.» неохраняемые элементы отсутствуют.

В случае если суд признает элемент обоих товарных знаков «точка» неохраняемым, что достаточно маловероятно, но возможно, то оба товарных знака фактически не будут иметь сходных элементов, а значит, вероятность положительного исхода исключается.

Вероятно, стороны конфликта будут готовить лингвистические и графические экспертизы.

Таким образом, законом предусмотрены указанные выше способы защиты права в подобных ситуациях, однако однозначно говорить о том, что суд удовлетворит заявленные требования, нельзя, поскольку категория «сходство до степени смешения», в которую упирается всё доказывание по делу, является оценочной, а, значит, нельзя заранее предсказать, как интерпретирует суд сходство обозначения «Вкусно — и точка» и товарный знак «Еда и точка.» в конкретной ситуации.

Более подробно см. публикацию

Соавторство: Мария СТЕБЛЯНКО.

Фото: Антон НОВГОРОДОВ; Александр ХИТРОВ, из открытых источников.

 

pdf, 758.5 кб

Другие публикации

31 мая’21

Тема текущего выпуска OFF – «Свобода». Во все времена именно «свобода» всегда была первопричиной для решительных действий, ее меняли на жизнь, ставили «на карту» и пр. В литературе, искусстве и в целом жизни со свободой может конкурировать, наверное, только любовь.

С университетской скамьи у автора было четкое понимание, что такое свобода. Лучше классика сложнее дать ей определение. "Свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого" (М. Бакунин). В «Декларации прав человека и гражданина» (Франция, 1789г.) свобода человека трактуется как возможность «делать всё, что не наносит вреда другому …».

А не поговорить ли нам о свободе прав потребителя и таком явлении как «потребительский терроризм»? Лично Мистеру Вульфу данная тема очень близка.

03 дек’21

Юридическая фирма «Контра» вновь успешно выступила на самом значимом рейтинге юридических услуг в России - «Право.ru-300». Ранее в 2020 г. наша Фирма дебютировала с награждений в 5 (пяти) номинациях. В новом 2021 году было принято решение увеличить количество до 9 (девяти) номинаций. Так, ЮФ «Контра» удостоилась признания по восьми из заявленных категорий:

I ГРУППА АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ПРАВО (ВКЛЮЧАЯ СПОРЫ)

I ГРУППА ТРУДОВОЕ И МИГРАЦИОННОЕ ПРАВО (ВКЛЮЧАЯ СПОРЫ)

II ГРУППА АРБИТРАЖНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО (СРЕДНИЕ И МАЛЫЕ СПОРЫ - MID MARKET)

II ГРУППА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ

III ГРУППА СЕМЕЙНОЕ И НАСЛЕДСТВЕННОЕ ПРАВО

III ГРУППА ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО/КОММЕРЧЕСКАЯ НЕДВИЖИМОСТЬ/СТРОИТЕЛЬСТВО

III ГРУППА КОРПОРАТИВНОЕ ПРАВО/СЛИЯНИЯ И ПОГЛОЩЕНИЯ

III ГРУППА РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ В СУДАХ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ