Суд — и точка!
Владивостокский фастфуд «Еда и точка.» на прошлой неделе громко прозвучал во всех федеральных новостях. Владелец предприятия питания Сергей Понкратов обвинил в плагиате крупнейшую сеть ресторанов быстрого питания «Вкусно — и точка» (бывший McDonald’s), которая открылась в России после ребрендинга.
На официальном открытии 12 июня в Москве на Пушкинской площади (там же, где 31 января 1990 года дебютировал первый «советский» «Мак») компания объявила о своём новом названии, которое долго придумывали «всем миром». Напомним, после продажи бизнеса российскому предпринимателю Министерство промышленности и торговли РФ запустило конкурс на лучшее наименование в своём телеграм-канале. Странно, что такая крупная компания не проверила название хотя бы с помощью поисковика.
Владивостокский бизнесмен заявил, что подаст в суд, и начал поиск юристов. Он рассказал, что его бренд «Еда и точка.» зарегистрирован в Роспатенте с 2020 года. Сейчас во Владивостоке 18 точек.
Из Владивостока направляют ноту протеста бывшему «Макдоналдсу»
Ситуацию в споре двух созвучных торговых марок прокомментировал нашему изданию Кирилл Возисов, управляющий партнёр юридической фирмы «Контра»:
— Прежде всего, в настоящее время обозначение «Вкусно — и точка» не зарегистрировано, направлено лишь заявление о регистрации в качестве товарного знака, в отличие от приморского бренда, история которого началась с 2019 года.
С точки зрения стратегии сети «Еда и точка.» необходимо написать в Роспатент возражения о возможной регистрации конкурирующего обозначения. Будет правильным также обратиться непосредственно к конкурирующей фирме с предложением по урегулированию вопроса.
В случае же регистрации названия «Вкусно — и точка» в качестве товарного знака владивостокский правообладатель вправе двигаться по двум направлениям, а именно: через палату по патентным спорам с возражениями противзнаку, а также в суд по интеллектуальным правам с исковым заявлением о досрочном прекращении правовой охраны товарному знаку.
Основания, безусловно, есть. В частности, нарушение пункта 3 статьи 1484 ГК РФ: «Никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения». В качестве требований можно заявить и обязать прекратить использование, изъять из оборота продукцию под указанным брендом, выдвинуть имущественные требования в виде компенсации до пяти миллионов рублей и прочее.
Как вариант, можно пойти по пути признания действий обладателя обозначения «Вкусно — и точка» недобросовестной конкуренцией, что также будет основанием для признания предоставления правовой охраны данному товарному знаку недействительной (подпункт 6 пункт 2 статьи 1512 ГК РФ). В частности, нарушения статьи 14.6 Федерального закона «О защите конкуренции», которая устанавливает, что не допускается недобросовестная конкуренция путём совершения хозяйствующим субъектом действий (бездействия), способных вызвать смешение с деятельностью хозяйствующего субъекта-конкурента.
Однако, справедливости ради, стоит отметить, что в данной ситуации есть риски и не добиться положительного результата по нескольким причинам.
Во-первых, будем откровенны: некоторые участники сделки вокруг McDonald’s имеют чистую прибыль, предположительно, порядка нескольких миллиардов рублей. У них есть товарные знаки чемпионата мира по футболу — 2018, зимних Олимпийских игр в Сочи и многих других очень известных мероприятий. Возможно предположить, что возникнет определённая лояльность к ним со стороны уполномоченных органов.
Во-вторых, несмотря на то, что визуально и аудиально товарный знак «Еда и точка.» и обозначение «Вкусно — и точка» близки, суд может не согласиться с доводом сходства до степени смешения, исходя из того, что данные товарные знаки формируют у покупателей разные представления.
В частности, товарный знак «Еда и точка.» представляет собой указание на то, что можно приобрести продукты питания, а также воспользоваться интернетом, раздаваемым самим заведением, так называемая «точка» (точка доступа — понятие, активно используемое в информационных технологиях). «Вкусно — и точка», в свою очередь, представляет собой утверждение («вкусно» и больше ничего). В данной ситуации можно говорить о различной семантике слова «точка».
В-третьих, стоит иметь в виду, что товарные знаки могут состоять из охраняемых и неохраняемых элементов. При этом последних может быть в торговом знаке до 50 % схожести и совместимости. Неохраняемые элементы — это слова или изображения, которые должны быть свободными для использования разными лицами применительно к конкретному товару или услуге.
В настоящее время в торговом знаке «Еда и точка.» неохраняемые элементы отсутствуют.
В случае если суд признает элемент обоих товарных знаков «точка» неохраняемым, что достаточно маловероятно, но возможно, то оба товарных знака фактически не будут иметь сходных элементов, а значит, вероятность положительного исхода исключается.
Вероятно, стороны конфликта будут готовить лингвистические и графические экспертизы.
Таким образом, законом предусмотрены указанные выше способы защиты права в подобных ситуациях, однако однозначно говорить о том, что суд удовлетворит заявленные требования, нельзя, поскольку категория «сходство до степени смешения», в которую упирается всё доказывание по делу, является оценочной, а, значит, нельзя заранее предсказать, как интерпретирует суд сходство обозначения «Вкусно — и точка» и товарный знак «Еда и точка.» в конкретной ситуации.
Более подробно см. публикацию.
Соавторство: Мария СТЕБЛЯНКО.
Фото: Антон НОВГОРОДОВ; Александр ХИТРОВ, из открытых источников.
Другие публикации
Ровно два месяца назад 12 июня на Университетской набережной ДВФУ прошел 11-й Международный Благотворительный Забег Юристов Legal Run 2024. Организатором мероприятия выступила юридическая компания Contra в лице управляющего партнера Кирилла Возисова.
Журналисты OFF обсудили с Кириллом Возисовым особенности проекта и в чëм его важность. Читайте в новом выпуске OFF, на сайте и социальных сетях издания и юридической фирмы.
Со своей стороны, в самое ближайшее время мы направим планы на следующий год применительно VLR 2025. Мы тогда очень ждем от Вас конкретных предложений и пожеланий, что необходимо улучшить на следующий год, пишите нам это важно: +7 964 431-51-01; office@contralegal.ru
Свои результаты забега на 3 и 6 км, фото и видео можно найти на https://legal.run/ в разделах Vladivostok Legal run (медиа).
15 апреля 2019 года в стенах Дальневосточного федерального университета прошел Stand Up по избирательному праву.
Тема текущего выпуска OFF – «Бизнесу нет паузы». Понятное дело, что сейчас каждый из коммерсантов должен для себя решить, где поставить запятую в данном заголовке, в своем бизнесе, а фактически и жизни. По мнению Мистера Вульфа, предприниматель, как акула, в случае остановки прекращает существовать. И здесь не нужно быть астрологом, футурологом, экономистом или прочим супер-гупер специалистом, которых сегодня так модно слушать. В равной степени, как пить антидепрессанты, реанимировать старые аккаунты в забытых социальных сетях и скидывать всем свой телеграм.
Другой вопрос, что необходимо максимально спокойно и дозированно получать необходимую информацию и молниеносно реагировать в бизнес-процессах, вплоть до полного его переустройства и реструктуризации. Именно для этого Мистер Вульф в указанной статье расскажет о самых важных последних изменениях в бизнес-сфере.
Речь пойдёт о мораториях на проверки коммерсантов и на принудительную несостоятельность, о снижении штрафов для организаций по КоАП, о предоставлении налоговых преференций, быстрых платежах для ЮЛ и ИП, об уменьшении формальностей и препон в работе кредитных организаций, об упрощении и в рамках работы ЕИС (единая информационная система в сфере закупок) и пр.