Как обжаловать решение налогового органа
С налоговыми проверками сталкивается практически каждый предприниматель, от ИП до АО. И порой результаты этих проверок и вынесенные по ним решения не вполне соответствуют действительности, что вполне понятно с учетом того объёма работы, с которым сталкивается ФНС. В результате предприниматель может оказаться в невыгодном положении, и вынужден будет выплачивать крупные штрафы. Как избежать подобной ситуации, если решение уже вынесено рассказываем в новой статье.
Процедура обжалования решения налогового органа
«Нередко удается добиться пересмотра результатов проверки еще до суда, в ходе рассмотрения вашей жалобы в самом налоговом органе. Поэтому подойти к её подготовке нужно ответственно и не допускать очевидных, но от того не менее распространенных ошибок, например пропуск срока или игнорирование досудебного порядка разрешения спора.»
Налоговым кодексом установлено, что каждое лицо может обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если по мнению этого лица такие акты, действия или бездействие нарушают его права.
Такая ситуация может возникнуть после проведения налоговым органом проверки, будь то камеральная или выездная проверка. Чтобы обжаловать вынесенное решение, мало подготовить фактические доказательства, подтверждающие правомерность вашей позиции, необходимо также не упустить срок, установленный законом. Пропуск срока – одна из самых частых и обидных ошибок не только применительно к налоговым спорам, но и в юриспруденции в целом. Ведь вы можете быть сколько угодно правы, но это не будет играть никакой роли, если документы поданы позже, чем нужно.
Итак, и для решения, вынесенного в ходе проведения камеральной проверки, и для вынесенного по итогам проведения выездной, срок установлен одинаковый – один месяц с момента вручения вам акта или с шестого рабочего с момента отправки акта заказным письмом.
С формой возражения на акт всё несколько проще, законодательство не содержит строго установленного шаблона, однако необходимо указать данные, позволяющие идентифицировать отправителя (ФИО, ИНН, место нахождения или жительства), а также указать номер обжалуемого акта и дату его составления. При необходимости приложить документы, подтверждающие ошибочность содержащихся в акте выводов. Отправить возражения на акт можно по почте или передать нарочно. При этом важно помнить, что не все содержащиеся в акте положения могут быть ошибочными. В таком случае вы вполне можете оспорить только часть из них, согласившись с остальными.
Конечное решение выносится налоговым органом по результатам акта, вынесенного в ходе проведения проверки. Возможно, в конечном счете его придется оспаривать в суде, но до этого момента в любом случае предусмотрена досудебная процедура обжалования через вышестоящий налоговый орган. Указание на то, в какой именно орган необходимо будет подать жалобу, содержится в самом решении налогового органа.
В жалобе необходимо указать следующее:
- наименование (Ф.И.О.) налогоплательщика, его ИНН, адрес местонахождения\жительства
- дата и номер обжалуемого решения;
- наименование налогового органа, который вынес решение;
- основания, подтверждающие правомерность вашей позиции и ошибочность сделанных налоговым органом выводы
- требования лица, т.е. заключительная часть жалобы, которая включает в себя требование о полной или частичной отмене вынесенного решения
- необходимо указать и способ получения ответа по жалобе, в частности, по почтена бумажном носителе или в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика.
На период рассмотрения жалобы налоговый орган не будет взыскивать никаких платежей, однако может наложить обеспечительные меры, в частности запретить отчуждения имеющегося у предпринимателя имущества, как движимого, так и недвижимого, даже если он непосредственно используется в хозяйственной деятельности.
Вышестоящий налоговый орган может привлечь к рассмотрению и самого налогоплательщика, и в таком случае он может поучаствовать в разбирательстве либо лично, либо через своего представителя.
По итогам рассмотрения налоговый орган выносит одно из четырех решений:
- об оставлении апелляционной жалобы (жалобы) без удовлетворения;
- об отмене решения нижестоящего налогового органа полностью;
- об отмене решения нижестоящего налогового органа в части;
- об отмене решения нижестоящего налогового органа полностью и принятии по делу нового решения.
Если налоговый орган отклонил требования, содержащиеся в жалобе, можно подавать исковое заявление в арбитражный суд. Срок для подачи иска составляет три месяца с даты вручения решения по жалобе. Если и суд первой инстанции занял позицию налоговой, можно обратиться в апелляционную и кассационную инстанцию.
Другие публикации
Ранее ЮФ «Контра» в рамках аналитики сформировала комментарий по вопросу о наличии в законодательстве РФ обязанности граждан проходить обязательную вакцинацию от COVID-19. В продолжение нашей «коронавирусной» тематики поговорим о важных событиях из мира судебного правосудия, непосредственно связанных с коронавирусом.
Юристы Юридической фирмы «Контра» дали комментарии проекту федерального закона № 297906-8, предусматривающему внесение изменений в п. 1.8—3 ст. 284 НК РФ в части расширения перечня РИД, на которые будет распространяться право субъектов Российской Федерации снижать региональную часть налога на прибыль организаций в диапазоне от 0 до 17%.
Российским законодательством установлена презумпция невиновности. Это означает, что подсудимый не считается виновным, пока не доказано иное. Т.е. по умолчанию подсудимый в суде признается невиновным. Однако на практике это не вполне соблюдается, с точки зрения правоохранительных органов, как правило, действует скорее уж презумпция виновности. Поэтому, даже если вы полностью уверены в том, что обвинения ошибочны, расслаблено ожидать, пока правосудие восторжествует не стоит. Лучше занять активную позицию и фактически доказывать свою невиновность. Самый очевидный совет, как это сделать – найти хорошего адвоката. Но, кроме этого, можно самостоятельно предпринять действия, которые увеличат ваши шансы.