Вернуться в АналитикаВсе публикации

Защита прав потребителей

Аналитика
13 сен’21
Услуга:

Юристы «Юридической фирмы Контра» дали ответы на наиболее частые вопросы клиентов на тему защиты их прав в качестве потребителей.

К кому обращаться?

«Со своей стороны, обращаем внимание, что несмотря на «пропотребительскую» позицию судов, при качественной юридической поддержке нередки победы и у Продавцов с учетом взыскания с горе-потребителей «шантажистов» расходов на деловую репутацию и судебных расходов, включая представительские, экспертизы и пр.»

Кирилл Возисов
Управляющий партнер
Услуга:

Вопрос 1. В каком порядке осуществляется защита прав потребителей?

В соответствии со ст. 17 Закона «О защите прав потребителей» защита прав потребителей осуществляется судом.

В соответствии со ст. 23 ГПК РФ мировой судья рассматривает в качестве суда первой инстанции дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей ста тысяч рублей.

Если цена иска превышает сто тысяч рублей, то с иском необходимо обращаться в районный суд.

Вопрос 2. Необходимо ли соблюсти внесудебный порядок разрешения спора до обращения в суд?

Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" не установлен предварительный внесудебный порядок разрешения требований потребителей товаров (работ, услуг), однако по некоторым спорам данной категории действующим законодательством предусмотрен такой порядок (например, ст. 797 ГК РФ «Перевозка»).

Вопрос 3. Обязательно ли сразу обращаться в суд, или есть определенный орган, который может помочь в защите прав потребителей?

Таковым органом является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).

Вопрос 4. Может ли Роспотребнадзор обратиться в суд с заявлением в защиту прав потребителей?

Да, может. Но только в защиту группы потребителей или неопределенного круга лиц (практика). Это, к примеру, дела о поставке электроэнергии.

С заявлением в защиту отдельного потребителя Роспотребнадзор на практике не обращается в суд, что, на наш взгляд, противоречит действующему законодательству РФ. Напомним, что действия (бездействия) госорганов можно также обжаловать в административном и (или) судебном порядке.

Вопрос 5. Может ли Роспотребнадзор самостоятельно привлекать к административной ответственности нарушителей?

Да, может. В соответствии со ст. 23.49 КоАП РФ органы государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей рассматривают дела об административных правонарушениях, связанных с нарушением прав потребителей. К таким органам и относится Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).

Вопрос 6. Есть ли во Владивостоке такая служба?

Да, есть. Во Владивостоке действует Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю г. Владивосток, ул. Сельская, дом 3 тел. (4232) 44-27-40, тел/факс (4232) 44-25-72 e-mail: pkrpn@pkrpn.ru

Таким образом, алгоритм действий при нарушении прав потребителей можно представить следующим образом:

  1. потребитель представляет заказным письмом с уведомлением и описью о вложении, нарочным образом под роспись уполномоченного лица или в форме электронного сообщения претензию на имя руководителя компании-нарушителя, в которой излагает сущность нарушения прав, какие нормы действующего законодательства были нарушены, свои требования с учетом Закона о ЗПП, а также о возможности обращения в Роспотребнадзор и (или) суд за защитой своих прав в случае неудовлетворения интересов потребителя в указанный срок.
  2. в случае отсутствия положительного для потребителя решения ситуации, последний обращается в Роспотребнадзор для подготовки и установления факта нарушения его прав и действующего законодательства РФ, а также наложения административной ответственности.
  3. если права потребителя не будут удовлетворены и на третьем (условном) этапе рекомендуем обращаться в суд за защитой своих прав с исковым заявлением, прилагая сопроводительные документы, свидетельствующие о нарушении прав, а также Заключение и (или) Постановление (Протокол) Роспотребнадзора о факте совершения правонарушения.

ВАЖНО ( nota bene ) :

  1. общая статистика рассмотрения дел в судах говорит о безоговорочном «пропотребительском» характере вынесенных судебных актов;
  2. помимо стоимости товара / услуги / работы можно взыскать:
    • неустойка;
    • компенсацию морального вреда;
    • убытки;
    • стоимость доставки крупногабаритного груза;
    • судебные расходы;
    • штраф 50% от взысканного.
  3. помимо административного и судебных рычагов, рекомендуется использовать так называемый «репутационный» посредством обращения в СМИ, известный инстаграм-каналы и прочие популярные медиа-ресурсы.
Скачать статью

Другие публикации

20 апр’23

В настоящей статье разработаны рекомендации для предпринимателей по вопросу, как организациям и ИП работать в условиях СВО и мобилизации, в том числе какие изменения в работе компании следует принять, чтобы сохранить финансовую устойчивость и продолжать свою деятельность.