Наследование долгов умерших
В юридическую фирму обратился редактор «Известий» для дачи комментария по вопросу о том, входит ли в состав наследства обязательства, если они неразрывно связаны с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина? Сотрудники юридической фирмы, в том числе путем анализа судебной практики, попытались разобраться в данном вопросе.
Какие бывают спорные случаи по наследованию долгов, в том числе судебных.
«Таким образом, на сегодняшний день Суду в рамках дискреционных полномочий следует определять, являются ли обязательства неразрывно связанными с личностью должника, исходя их фактических обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела. Вышеизложенное противоречит принципу единообразия судебной практики. Необходимо в указанной части внести определенность, дать соответствующие разъяснения Высшими судебными инстанциями».
В состав наследства входят принадлежавшие наследодателю не только имущественные права, но и обязанности. То есть, в случае принятия наследства, задолженность по кредитному договору также перейдет к наследнику, частичное принятие наследства не допускается (ст. 1112 ГК РФ).
Из указанного правила есть исключения, к примеру, не входят в состав наследства обязательства, если они неразрывно связаны с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина.
Интересен вопрос в части наследования обязанности компенсации морального вреда. Существует 2 позиции по данному вопросу.
В случае смерти лица, причинившего вред, обязанность выплатить компенсацию морального вреда прекращается. По смыслу п. 1 ст. 418 ГК РФ обязательство компенсировать причиненный моральный вред может быть исполнено должником, так как неразрывно связано именно с его личностью. Правопреемство в данном случае законодательством не предусмотрено (см. Определение Верховного суда РФ от 03.02.2012 № 53-В11-19).
К примеру, в определении Московского городского суда от 12.11.2018 по делу № 33-49139/18 сделан вывод о том, что в случае смерти лица, причинившего вред, обязанность по выплате компенсации морального вреда не может быть возложена на наследников.
Согласно второй позиции в случае смерти лица, причинившего вред, обязанность выплатить компенсацию морального вреда переходит к его наследникам. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2000 года (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 28.06.2000). В порядке наследования переходят как права, так и обязанности наследодателя. Если лицо, причинившее моральный вред, умерло, обязанность выплатить денежную компенсацию переходит к его наследникам как имущественная. Наследники должны выплатить ее в пределах действительной стоимости перешедшего к ним наследственного имущества (к примеру, см. определение Санкт-Петербургского городского суда от 07.12.2016 по делу№ № 33-25265/2016).
Другие публикации
По статистике Судебного департамента при ВС РФ за 2023 год в суды общей юрисдикции поступило 128 643 дела по спорам, возникающих из трудовых отношений. Из них было прекращено по различным основаниям (заключение мирового соглашения является лишь одним из них) всего 8 453 дела, а путем проведения процедуры медиации (участие профессионального примирителя) – 26 дел. Такое положение дел говорит о необходимости просвещения как работодателей, так и работников относительно преимуществ разрешения трудового спора путем заключения мирового соглашения.
По словам главы Высшей аттестационной комиссии при Минобразования, ежегодно в РФ за выявленный плагиат в одних только диссертациях сотни человек лишают ученых степеней. Та же проблема существует и при написании обычных научных работ. Порой недобросовестные преподаватели приписывают себе те труды, которые за них выполнили студенты. Суды стараются пресекать такую практику и не только с воровством научных произведений.
Кирилл Возисов принял участие в подготовке публикации для pravo.ru по указанной проблеме.
Полная версия статьи размещена по ссылке: https://pravo.ru/story/247240/
Далее, приводим комментарии Кирилла Возисова в полном объеме, в т.ч. те, которые не вошли в публикацию.
Примечательная статья на тему СВО была опубликована на pravo.ru «Суд объяснил, кого при частичной мобилизации не выпустят за границу». В качестве основы были положены комментарии и выводы на Решение Ленинского районного суда города Владимира от 10.01.2023 г. по административному делу о признании незаконными действий и решения об ограничении выезда за пределы Российской Федерации.
В подготовке публикации принял участие управляющий партнер ЮФ «Контра», Кирилл Возисов, который представил свою позицию по данному вопросу.
Полную версию статьи с учетом комментариев всех коллег по юридическому цеху см.: https://pravo.ru/story/245178/
Ниже полное интервью Кирилла Возисова в отношении рассматриваемого судебного акта.