Поствакцинальные осложнения и компенсация причиненного ими вреда
Поскольку действующая власть рассматривает профилактические прививки, направленные на предотвращение распространения коронавирусной инфекции нового типа (далее – COVID-19), как профилактические, что подтверждается их включением в Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утв. Приказом Минздрава России от 21.03.2014 № 125н, то к ним должны применяться общие правила о поствакцинальных осложнениях.
Ни в какие другие акты, содержащие правила о поствакцинальных осложнениях, прививки против COVID-19 на данный момент не внесены.
Доказывание наличия поствакцинальных осложнений – это основная проблема по данной теме, поскольку регулирующие этот вопрос акты абсолютно не согласованы между собой, ни в части понятийного аппарата, ни в части процедуры, ни в части перечней заболеваний, а защита прав лиц с поствакцинальными осложнениями явно не является приоритетной задачей правового регулирования.
Закон об иммунопрофилактике устанавливает, что при возникновении поствакцинальных осложнений граждане имеют право на получение государственных единовременных пособий, ежемесячных денежных компенсаций, пособий по временной нетрудоспособности (ч. 1 ст. 18).
Денежные пособия и компенсации предусмотрены следующие:
- При возникновении поствакцинального осложнения, перечисленных в Постановлении Правительства Российской Федерации от 02.08.1999 № 885 «Об утверждении перечня поствакцинальных осложнений, вызванных профилактическими прививками, включенными в национальный календарь профилактических прививок, и профилактическими прививками по эпидемическим показаниям, дающих право гражданам на получение государственных единовременных пособий» (далее – ПП № 885) гражданин имеет право на получение государственного единовременного пособия в размере 10 000 руб. (ч. 1 ст. 19);
- В случае смерти гражданина, наступившей вследствие поствакцинального осложнения, право на получение государственного единовременного пособия в размере 30 000 руб. имеют члены его семьи (ч. 2 ст. 19);
- Гражданин, признанный инвалидом вследствие поствакцинального осложнения, имеет право на получение ежемесячной денежной компенсации в размере 1 000 руб. (ст. 20).
Данные пособия и компенсации, исходя из размера и условий взыскания, не позволяют рассматривать их всерьез.
Следует учитывать, что указанные пособия и компенсации носят компенсационный (правовосстановительный) характер и соответственно их взыскание не препятствует взысканию иных правовосстановительных мер и мер ответственности.
Доказывание поствакцинальных осложнений
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (далее – Закон об иммунопрофилактике) поствакцинальные осложнения, вызванные профилактическими прививками, включенными в национальный календарь профилактических прививок и календарь профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям – это тяжелые и (или) стойкие нарушения состояния здоровья вследствие профилактических прививок.
Первый вопрос, который здесь возникает – это фиксация поствакцинальных осложнений.
Основной акт по этому вопросу – МУ 3.3.1879-04.3.3 Иммунопрофилактика инфекционных болезней. Расследование поствакцинальных осложнений. Методические указания, утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 04.03.2004 (далее – Указания).
Согласно п. 3.4 Указаний перечень подлежащих регистрации и расследованию заболеваний, наблюдаемых у привитых лиц в поствакцинальном периоде, приведен в Прил. 2 к ним.
Надлежит подчеркнуть, что ряд указанных там поствакцинальных осложнений касается всех прививок, напр., к таким относится внезапная смерть в течение 30 суток.
Фиксация производится в медицинских документах (п. 6.1.1).
В принципе, этот акт является нормативным, однако заложенная в нем процедура достаточно размытая и с юридической точки зрения он больше напоминает методические рекомендации, поскольку регулирование в нем не строится через установление конкретных субъективных прав и юридических обязанностей.
Второй вопрос – это доказывание тяжести вреда, которое, исходя из системы актов, должно производится отдельно в рамках судебно-медицинской экспертизы.
По данному вопросу действуют два акта общего порядка (касающихся не только вакцинации):
Постановление Правительства Российской Федерации от 17.08.2007 № 522 «Об утверждении Правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека» (далее – ПП № 522);
Приказ Минздравсоцразвития России от 24.04.2008 № 194н «Об утверждении Медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека».
Следует обратить внимание на несовпадение понятий: стойкие нарушения состояния здоровья могут относиться как к тяжкому вреду, так и к средней тяжести вреда (пп. «а», «б» п. 4 ПП № 522).
Указанные обстоятельства создают ряд проблем при доказывании поствакцинальных осложнений.
Более подробно см. подготовленный материал.
Другие публикации
Юристом ЮФ «Контра» было проведено масштабное исследование нормативно-правовой базы и правоприменительной практики, результаты которого помогут Вам повысить эффективность управления и защищенность бизнеса.
Юристы «Юридической фирмы Контра» дали ответы на наиболее частые вопросы клиентов на тему защиты их прав в качестве потребителей.
Совсем недавно в адрес ООО «ЮФ «Контра» обратился очередной Клиент с незаурядным вопросом. Он приобрел легковой малолитражный автомобиль, который является нетипичным по своей конструкции, а также имеет ряд требований к эксплуатации, установленных заводом- изготовителем. Кроме того, Клиент подчеркнул, что установить на вышеупомянутое ТС регистрационные знаки РФ не представляется возможным, поскольку, по мнению Клиента, на данный момент в оборот введены регистрационные знаки квадратной формы, которые устанавливаются сзади на ТС, однако установка спереди – не предусмотрена. Так, если Клиент установит на ТС регистрационный знак прямоугольной формы, то с учетом формы такого знака, а также характеристик ТС, регистрационный знак прямоугольной формы в силу своего размера перекроет радиатор интеркулера ТС, что в долгосрочной перспективе создает угрозу более быстрого износа ТС при активном пользовании, а также делает эксплуатацию ТС опасной для жизни и здоровья лица, эксплуатирующего ТС. Вместе с тем, заводом- изготовителем предусмотрена установка регистрационного знака квадратной формы спереди со смещением в правую сторону.
В этой связи, специалисты ООО «ЮФ «Контра» проанализировав ГОСТ Р 50577-2018. Национальный стандарт РФ. Знаки государственные регистрационные ТС. Типы и основные размеры. Технические требования, утв. Приказом Росстандарта от 04.09.2018 № 555-ст (далее – Стандарт) подготовили для Клиента исчерпывающий ответ, разъясняющий Клиенту требования к установке регистрационных знаков на ТС.