Вернуться в Аналитика Все публикации

Закон для бизнеса: Антимонопольное регулирование простыми словами

Аналитика
08 авг’24
Услуга:

Государство тщательно следит за добросовестностью участников рынка, не позволяя одному из них занять доминирующее положение. Законодательство в этой сфере часто обновляется, устанавливая новые правила и отменяя старые, а разбираться в этом необходимо любой коммерческой организации – ведь ответственность зачастую наступает в виде оборотных штрафов, а для крупных компаний это может выражаться в десятках и сотнях миллионов убытков. Как защитить компанию от наложения санкций и вести бизнес в соответствии с требованиями законодательства – в нашей новой статье.

Антимонопольное право

«В последние годы можно заметить любопытную тенденцию. Общее количество налагаемых ФАС штрафов падает, но и число успешно оспоренных компаниями тоже. Это связано с тем, что участники рынка, активно внедряющие у себя антимонопольный комплаенс, меньше привлекают к себе внимание антимонопольного органа и не рискуют навлечь на себя санкции. С другой стороны, их коллеги, пренебрегающие этим способом защиты, допускают ошибки, в результате которых попадают на крупные штрафы, которые оспорить в суде часто бывает довольно затруднительно».

Кирилл Возисов
Управляющий партнер
Услуга:

Под антимонопольным (или же конкурентном правом) понимают отрасль права, регулирующую экономические отношение в сфере конкуренции и монополии.

Федеральным законом «О защите конкуренции» сформулированы правовые основы правового регулирования, а именно предупреждения и пресечения:

  1. монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
  2. недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

Целью же данного регулирования провозглашено обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

В некоторой степени антимонопольное законодательство направлено на ограничение принципа свободы договора, что является довольно часто встречающимся проявлением патернализма. Законодатель выстраивает регулирование так, чтобы защищать экономически более уязвимого участника рыночных отношений от крупных игроков путем ограничения последних. Ведь иначе было-бы затруднительно поддерживать конкуренцию на рынке, которая, как принято считать, с одной стороны улучшает положение потребителя, получающего доступ к большему количеству предложений на разнообразных условиях, а с другой – помогает держаться на плаву молодым компаниям и малому бизнесу.

Так каковы же требования антимонопольного законодательства? Их довольно много, и в частности к ним относится запрет на монопольно высокую цену, запрет на монопольно низкую, недопустимость злоупотребления своим положением на рынке, иными словами, действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Под запретом также недобросовестная конкуренция в разных её формах, будь то дискредитация конкурента, под которой в законе понимается распространения ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту и (или) нанести ущерб его деловой репутации, в том числе в отношении:

1) качества и потребительских свойств товара, предлагаемого к продаже другим хозяйствующим субъектом-конкурентом, назначения такого товара, способов и условий его изготовления или применения, результатов, ожидаемых от использования такого товара, его пригодности для определенных целей;

2) количества товара, предлагаемого к продаже другим хозяйствующим субъектом-конкурентом, наличия такого товара на рынке, возможности его приобретения на определенных условиях, фактического размера спроса на такой товар;

3) условий, на которых предлагается к продаже товар другим хозяйствующим субъектом-конкурентом, в частности цены товара.

Введение в заблуждение (например, о качествах и свойствах товара), некорректное сравнение (такое сравнение, которое создает у потребителя впечатление исключительности товара в сравнении с остальными. Поэтому запрещено использовать такие слова как «лучший», «первый» и т.д., если они не сопровождаются конкретными характеристиками или параметрами сравнения).

Этот список можно было-бы продолжать довольно долго, но гораздо полезнее разобраться в том, как бизнесу защитить себя от риска административной, а в некоторых случаях даже уголовной ответственности за несоблюдение требований антимонопольного законодательства.

Один из самых распространенных способов защиты для бизнеса – антимонопольный комплаенс, т.е. организационные и правовые меры, которая компания принимает для соответствия требованиям антимонопольного законодательства.

Цели антимонопольного комплаенса:

  1. обеспечение соответствия деятельности федерального органа исполнительной власти требованиям антимонопольного законодательства;
  2. профилактика нарушения требований антимонопольного законодательства в деятельности федерального органа исполнительной власти.

Задачи антимонопольного комплаенса:

  1. выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства;
  2. управление рисками нарушения антимонопольного законодательства;
  3. контроль за соответствием деятельности федерального органа исполнительной власти требованиям антимонопольного законодательства;
  4. оценка эффективности функционирования в федеральном органе исполнительной власти антимонопольного комплаенса.

Подобные меры позволят следить за ценообразованием, выстроить его таким образом, при котором оно будет выглядеть обоснованным и объективным в глазах ФАС.

Если штраф всё-таки наложен, есть два возможных пути. Первый – оспорить предписание территориального УФАС в коллегиальный орган, а второй – обратиться в суд. Однако первый вариант не приостанавливает действие предписания, в отличие от обращения в суд, поэтому в большинстве случаев это более надежный способ защиты. Однако стоит помнить, что срок для обжалования составляет 3 месяца, поэтому реагировать нужно быстро. Кроме этого, судебная практика показывает, что подобные дела редко заканчиваются в пользу частных лиц. Поэтому, как и во многих других случаях, гораздо дешевле и надежнее потратить часть средств на профилактику, нежели бороться с последствиями недосмотра.

Другие публикации

16 окт’18

Егор Зинченко поднимает некоторые актуальные вопросы правоприменения в своей статье «Работа юриста с проблемной задолженностью на стадии взыскания через службу судебных приставов».

06 сен’21

Совсем недавно в адрес ООО «ЮФ «Контра» обратился очередной Клиент с незаурядным вопросом. Он приобрел легковой малолитражный автомобиль, который является нетипичным по своей конструкции, а также имеет ряд требований к эксплуатации, установленных заводом- изготовителем. Кроме того, Клиент подчеркнул, что установить на вышеупомянутое ТС регистрационные знаки РФ не представляется возможным, поскольку, по мнению Клиента, на данный момент в оборот введены регистрационные знаки квадратной формы, которые устанавливаются сзади на ТС, однако установка спереди – не предусмотрена. Так, если Клиент установит на ТС регистрационный знак прямоугольной формы, то с учетом формы такого знака, а также характеристик ТС, регистрационный знак прямоугольной формы в силу своего размера перекроет радиатор интеркулера ТС, что в долгосрочной перспективе создает угрозу более быстрого износа ТС при активном пользовании, а также делает эксплуатацию ТС опасной для жизни и здоровья лица, эксплуатирующего ТС. Вместе с тем, заводом- изготовителем предусмотрена установка регистрационного знака квадратной формы спереди со смещением в правую сторону.

В этой связи, специалисты ООО «ЮФ «Контра» проанализировав ГОСТ Р 50577-2018. Национальный стандарт РФ. Знаки государственные регистрационные ТС. Типы и основные размеры. Технические требования, утв. Приказом Росстандарта от 04.09.2018 № 555-ст (далее – Стандарт) подготовили для Клиента исчерпывающий ответ, разъясняющий Клиенту требования к установке регистрационных знаков на ТС.