Вернуться в НовостиВсе публикации

Актуальные проблемы при получении средств материнского капитала

Новости
23 июн’21

Юристы Юридической фирмы «Контра» смогли отстоять интересы Клиента и добиться получения средств по материнскому капиталу в целях компенсации затрат на строительство от территориального органа Пенсионного фонда России, ранее отказавшего в их получении по причине отсутствия в заявлении о распоряжении средствами материнского капитала разрешения на строительство, несмотря на то обстоятельство, что объект недвижимости Клиента располагается на садовом земельном участке и в рамках упрощенного порядка регистрации («Дачная амнистия») не требует получения разрешения на строительство, поскольку в отношении данного объекта недвижимости действующее законодательство РФ предполагает уведомительный порядок такого строительства.

Разрешение на строительство представлять необязательно

«Полагаю, что отказ территориального органа Пенсионного фонда России связан с низкой правовой квалификацией его работников, не желающих совершенствовать свои профессиональные навыки. Зачастую именно низкий уровень правовой грамотности должностных лиц уполномоченных органов и становится причиной неправомерного отказа»

Павел Дорощук
Помощника юриста

Юристы ЮФ «Контра», не согласившись с выводами территориального органа Пенсионного фонда России об обязательности наличия разрешения на строительство в рамках строительства на садовом земельном участке и провели системны анализ положений действующего законодательства РФ в указанной сфере и пришли к выводу, что оформление объектов недвижимости в порядке «дачной амнистии» позволяет при получении средств материнского капитала не представлять разрешение на строительство.

Кроме того, указанные обстоятельства противоречат не только вышестоящему федеральному законодательству с точки зрения юридической силы принимаемых законодателем правовых актов, допускающих упрощенный порядок оформления прав на недвижимое имущество в рамках «дачной амнистии», но и ставит реализацию законного права клиента, предусмотренного законом в зависимость от актов внутриорганизационного характера территориального органа Пенсионного фонда.

Вместе с тем, так называемая «дачная амнистия», правила которой введены Федеральным законом от 30.06.2006 №93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества», устанавливала упрощенный порядок оформления прав на отдельные объекты недвижимости.

При этом срок применения упрощенных правил оформления прав граждан ограничивался только в отношении государственной регистрации прав на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в черте поселений и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке).

Федеральный закон от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в соответствии с которым в настоящее время осуществляется государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на объекты недвижимости, содержит аналогичные правила оформления прав на объекты в упрощенном порядке.

Федеральный закон от 29.07.2017 №217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» согласно статье 1 регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд.

Земельный участок, находящийся в собственности заявителя предназначен для ведения садоводства, то есть является садовым земельным участком, имеющим следующее предназначение: для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей.

В силу пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 29.07.2017 №217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предельные параметры разрешенного строительства зданий и сооружений, строительство которых осуществляется на садовых земельных участках, определяются градостроительными регламентами. При этом параметры жилого дома, садового дома должны соответствовать параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в пункте 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 №190-ФЗ, объект индивидуального жилищного строительства – отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.

В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Федерального закона от 29.07.2017 №217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», строительство объектов капитального строительства на садовых земельных участках допускается только в случае, если такие земельные участки включены в предусмотренные правилами землепользования и застройки территориальные зоны, применительно к которым утверждены градостроительные регламенты, предусматривающие возможность такого строительства.

Таким образом, Федеральным законом от 29.07.2017 №217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» на садовом земельном участке допускается возведение жилых строений и хозяйственных строений и сооружений.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 №190-ФЗ, получение разрешения на строительство не требуется при строительстве, реконструкции гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства, реконструкции на садовом земельном участке жилого дома, садового дома, хозяйственных построек, определенных в соответствии с законодательством в сфере садоводства и огородничества.

Таким образом, расположенное на садовом земельном участке жилое строение является зданием, для строительства которого не требуется получение разрешения, следовательно, оформления прав на такое здание в упрощенном порядке сроком не ограничено.

Исходя из вышеизложенного, необходимо резюмировать, что получение разрешения на строительство больше не требуется. Согласно нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 №190-ФЗ, для объектов индивидуального жилищного строительства, созданных на вышеуказанных землях и для создания садового дома, жилого дома на садовом земельном участке установлена обязанность для правообладателей земельных участков уведомить о планируемом строительстве, реконструкции жилого дома или садового дома, а также об окончании строительства, реконструкции жилого или садового дома. Ввод в эксплуатацию жилых домов, садовых домов больше не требуется.

Уведомительный порядок возведения жилых и садовых домов установлен вступившим в силу Федеральным законом от 03.08.2018 №340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В этой связи, юристы ЮФ «Контра», подготовили и направили соответствующую жалобу в вышестоящий территориальный орган Пенсионного фонда России, в результате чего требования, изложенные в жалобе – удовлетворены в полном объеме.

Клиент ЮФ «Контра» в ближайшее время с момента удовлетворения жалобы получил средства материнского капитала на улучшение жилищных условий в размере ~450 000 т.р.

Другие публикации

10 ноя’21

Так, действующим законодательством Российской Федерации о налогах и сборах предусмотрена возможность получения гражданами социальных налоговых вычетов. В частности, данное право урегулировано ст. 219 Налогового кодекса Российской Федерации.

Вместе с тем, Федеральным законом от 05.04.2021 № 88-ФЗ были внесены изменения в ст. 219 Налогового кодекса Российской Федерации в части предоставления социального налогового вычета в сумме, уплаченной налогоплательщиком за оказанные ему физкультурно-оздоровительные услуги.

Указанное означает, что граждане вправе получить налоговый вычет за занятия спортом.

Поправки в НК РФ начали действовать с 01.08.2021, претендовать на вычет можно с 01.01.2022 и только за услуги, полученные не ранее 2022 Можно получить вычет за себя, своего ребенка до 18 лет или подопечных.