Правовая природа и законность коллекторских услуг
В целях составления правового заключения в рамках запроса Клиента юристами Юридической фирмы «Контра» было проанализировано законодательство в сфера осуществления коллекторских услуг. Были сделаны выводы относительно природы коллекторских услуг, их законности в настоящее время и др.
Законно, если организация зарегистрирована
Под деятельностью коллекторских организаций об оказании услуг физическим и/или юридическим лицам по обеспечению должником исполнения денежного обязательства перед кредитором в узком смысле принято понимать процесс по взысканию просроченной задолженности. С 1 января 2017 г. вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности <…>» (далее – Закон о защите прав граждан РФ от недобросовестных коллекторских агентств и микрофинансовых организаций). Коллекторскую деятельность теперь могут вести лишь компании, включенные в госреестр, который ведет Федеральная служба судебных приставов России (далее – ФССП). А тем компаниям, которые решат продолжить коллекторскую работу самовольно, грозят штрафы до двух миллионов рублей, а также их будет привлекать к ответственности ФССП. Физическим лицам, ведущим коллекторскую деятельность, будет грозить штраф до 500 тысяч рублей.
Согласно ст. 12 Закона о защите прав граждан РФ от недобросовестных коллекторских агентств и микрофинансовых организаций юридическое лицо приобретает права и обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом, со дня внесения сведений о нем в государственный реестр и утрачивает такие права и обязанности со дня исключения сведений о юридическом лице из государственного реестра, если иное не предусмотрено настоящей главой.
Следует вывод, что данной деятельностью имеют право заниматься исключительно организации, включенные в вышеупомянутый госреестр.
Что касается возможных рисков в случае заключения договора об оказании коллекторских услуг с лицом, зарегистрированным в госреестре, нормами Закона о защите прав граждан РФ от недобросовестных коллекторских агентств и микрофинансовых организаций устанавливаются государственный надзор и контроль над деятельностью организаций, основным видом деятельности которых является осуществление возврата просроченной задолженности физических лиц, который осуществляется Федеральной службой судебных приставов Российской Федерации. Государственный надзор и контроль производятся при помощи включения названных организаций в государственный реестр.
Данная деятельность, осуществляемая зарегистрированными организациями, является законной и не несет рисков ни для самой организации, ни для пользователя услугами такой организации при условии соблюдения норм Закона о защите прав граждан РФ от недобросовестных коллекторских агентств и микрофинансовых организаций.
Другие публикации
Всем доброго дня!
Спешим обозначить новую рубрику в наших соц. сетях – «Кейс месяца. Мнение публики».
Суть, к нам часто обращаются клиенты с вопросами, жизненными ситуациями, часть из которых может не доходить до суда или не размещаться у нас в качестве проектов, новостей или событий. При этом, это не делает данный кейс менее интересным.
Кроме того, нам интересно, насколько обывательское мнение совпадает с мнением юриста. В процессе же онлайн-дискуссии стороны могут подчерпнуть новую информацию, которую можно будет использовать на практике.
Важно, чтобы кейс был простым, жизненным, но нетривиальным в плане его разрешения.
Подрядчик не должен нести ответственность за действия субподрядчика за привлечение иностранного гражданина без патента.
В апреле 2020 г. в Закон о банкротстве была введена ст. 9.1, согласно которой Правительство РФ было наделено компетенцией на введение моратория на возбуждении дел о банкротстве по заявлениям кредиторов. Вместе с тем, в случае введения моратория в отношении лиц, на которых он распространяется, нельзя начислять финансовые санкции, в том числе договорную неустойку и проценты по 395. С учетом введения Постановлением Правительства РФ № 497 моратория практически на всех юридических и физических лиц, сотрудниками ЮФ был проведен анализ действующего законодательства в части возможности начисления финансовых санкций