Правовая природа и законность коллекторских услуг
В целях составления правового заключения в рамках запроса Клиента юристами Юридической фирмы «Контра» было проанализировано законодательство в сфера осуществления коллекторских услуг. Были сделаны выводы относительно природы коллекторских услуг, их законности в настоящее время и др.
Законно, если организация зарегистрирована
Под деятельностью коллекторских организаций об оказании услуг физическим и/или юридическим лицам по обеспечению должником исполнения денежного обязательства перед кредитором в узком смысле принято понимать процесс по взысканию просроченной задолженности. С 1 января 2017 г. вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности <…>» (далее – Закон о защите прав граждан РФ от недобросовестных коллекторских агентств и микрофинансовых организаций). Коллекторскую деятельность теперь могут вести лишь компании, включенные в госреестр, который ведет Федеральная служба судебных приставов России (далее – ФССП). А тем компаниям, которые решат продолжить коллекторскую работу самовольно, грозят штрафы до двух миллионов рублей, а также их будет привлекать к ответственности ФССП. Физическим лицам, ведущим коллекторскую деятельность, будет грозить штраф до 500 тысяч рублей.
Согласно ст. 12 Закона о защите прав граждан РФ от недобросовестных коллекторских агентств и микрофинансовых организаций юридическое лицо приобретает права и обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом, со дня внесения сведений о нем в государственный реестр и утрачивает такие права и обязанности со дня исключения сведений о юридическом лице из государственного реестра, если иное не предусмотрено настоящей главой.
Следует вывод, что данной деятельностью имеют право заниматься исключительно организации, включенные в вышеупомянутый госреестр.
Что касается возможных рисков в случае заключения договора об оказании коллекторских услуг с лицом, зарегистрированным в госреестре, нормами Закона о защите прав граждан РФ от недобросовестных коллекторских агентств и микрофинансовых организаций устанавливаются государственный надзор и контроль над деятельностью организаций, основным видом деятельности которых является осуществление возврата просроченной задолженности физических лиц, который осуществляется Федеральной службой судебных приставов Российской Федерации. Государственный надзор и контроль производятся при помощи включения названных организаций в государственный реестр.
Данная деятельность, осуществляемая зарегистрированными организациями, является законной и не несет рисков ни для самой организации, ни для пользователя услугами такой организации при условии соблюдения норм Закона о защите прав граждан РФ от недобросовестных коллекторских агентств и микрофинансовых организаций.
Другие публикации
14 декабря 2018 года Арбитражный суд Ростовской области вынес определение об отказе в принятии обеспечительных мер по делу № А53-20277/2018. Так, кредиторы по делу о банкротстве заявили ходатайство о принятии обеспечительных мер в отношении имущества организации (ООО), долю в уставном капитале которой имеет должник – физическое лицо. Юристы ЮФ «Контра» доказали незаконность принятия таких мер.
И вновь наша рубрика «Кейс месяца. Мнение публики». В этот раз она будет касаться такого природного явления как снег. Точнее, подискутируем об убытках, возмещении вреда здоровью и компенсации морального вреда, случившимися в снег. Тема очень нам всем близка из-за мощного снегопада в канун Нового года, а также в преддверии стихии уже 19 января 2023 г. Хотя, как говорится, синоптики ошибаются всего лишь раз, но каждый день.
Мы не знали, какой кейс лучше выбрать, поэтому решили сделать вариативно, чтобы публика самостоятельно выбрала один или несколько кейсов и дала по нему комментарии. Чем лучше будет раскрыт конкретный кейс, тот и победил. При равенстве раскрытия темы будет учитываться количество рассмотренных кейсов конкретным автором.
Постановлением Правительства № 497 от 28.03.2022г. введен мораторий по п. 1 ст. 9.1 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» на 6 месяцев в отношении юридических лиц и граждан, что выступает основанием для приостановления исполнительных производств согласно абз.9 п. 1 ст. 40 ФЗ «Об исполнительном производстве».