Реформа воинского учета

Новости
12 апр’23
Услуга:

11 апреля государственная дума в третьем чтении приняла поправки, которые предполагают цифровизацию системы воинского учета в РФ. Поправки предполагают создание Реестра воинского учета, который будет формироваться на основании данных полученных от МВД, ФНС, Органов дознания и предварительного следствия, Федеральных судов, Фондов пенсионного и социального страхования и других органов. Кроме того, законопроект предполагает внесения ряда изменений в части направления повесток и применения санкций за неявку в военкомат по повестке.

Новая система цифрового учета военнообязанных, порядок вручения повесток и ограничительные меры

Услуга:

11 апреля Государственная дума приняла законопроект 361804-7 (https://sozd.duma.gov.ru/bill/361804-7#bh_histras) в 3-ем чтении. Поправки, предусмотренные законопроектом, вступят в силу после одобрения Советом Федерации, который должен рассмотреть законопроект 12 апреля, и подписания Президентом.

Какие же изменения в действующее законодательство вносит законопроект?

I. Формирование реестров воинского учета и реестра повесток

Законопроектом предполагается формирование Реестра воинского учета и реестра повесток. Указанные реестры пока только существуют только на бумаги и в случае одобрения законопроекта Советом Федерации и Президентом, их создание будет возложено на Минцифры по техническому заданию Правительства.

Так, согласно тексту законопроекта, предполагается создание государственного информационного ресурса, содержащего сведения о гражданах, необходимые для актуализации документов воинского учета, и государственной информационной системы – «Единый реестр сведений о гражданах, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете»

Информация о военнообязанных будет формироваться на основании данных, полученных от следующих государственных органов 

  • МВД (данные о переезде или смене регистрации места жительства, о лицах, приобретших гражданство и подлежащих постановке на воинский учет, о наличии или отсутствии у граждан судимости);
  • ФНС (сведения о внесении изменений в акты гражданского состояния граждан);
  • органы дознания и предварительного следствия (сведения о возбуждении или прекращении уголовных дел);
  • федеральные суды (сведения о приговорах в отношении граждан, состоящих на воинском учете);
  • Фонд пенсионного и социального страхования (данные о признании инвалидами граждан, состоящих на воинском учете);
  • органы госвласти субъектов, медицинские организации;
  • ЦИК (сведения о гражданах, избранных депутатами Госдумы, депутатами региональных законодательных собраний, главами муниципальных образований, а также предоставление данных из регистра избирателей, участников референдумов);
  • Вузы и научные организации (сведения о гражданах, обучающихся в указанных организациях по очной форме обученияпо имеющим государственную аккредитацию программам);
  • Минпросвещения, органы власти в субъектах в сфере образования, общеобразовательные организации, а также профессиональные образовательные организации (сведения о гражданах, обучающихся в указанных организациях по очной форме обучения по имеющим государственную аккредитацию программам;)
  • федеральные органы власти, органы власти субъектов обязаны предоставлять «иные сведения, необходимые для ведения воинского учета.

В реестре воинского учета должны будут отражены следующие данные:

а) фамилия, имя, отчество (при наличии);
б) дата рождения;
в) пол;
г) сведения о документе, удостоверяющем личность, включая вид, серию, номер, дату выдачи, наименование или код органа, выдавшего документ;
д) страховой номер индивидуального лицевого счета (при наличии);
е) идентификационный номер налогоплательщика;
ж) место жительства и (или) место пребывания, в том числе не подтвержденные регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания;
з) наличие гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства;
и) код и наименование военного комиссариата, в котором гражданин состоит на учете;
к) сведения о постановке на воинский учет или снятии с воинского учета;
л) сведения о факте выдачи документа воинского учета;
м) сведения о трудовой деятельности, включая сведения о работодателе;
н) сведения о прохождении обучения, включая сведения об образовательной организации;
о) сведения о состоянии здоровья в объеме, установленном Правительством Российской Федерации;
п) код записи о гражданине в государственном информационном ресурсе; 
р) признак наличия у гражданина оснований для предоставления отсрочки или освобождения от призыва на военную службу;
с) иные сведения, определенные Правительством Российской Федерации.

На основании реестра воинского учета будет формироваться общедоступный реестр направленных (врученных) гражданам повесток.

В состав сведений Реестра повесток включаются:      

а) копии направленных повесток;
б) сведения о военном комиссариате, направившем повестку;
в) дата направления повестки и дата, когда повестка считается врученной;
г) дата явки в военный комиссариат, указанная в направленной повестке;
д) сведения о гражданине, подлежащем призыву на военную службу, которому направлена (вручена) повестка:
фамилия, имя, отчество (при наличии);
дата рождения;
сведения о документе, удостоверяющем личность, включая вид, серию, номер, дату выдачи, наименование или код органа, выдавшего документ;
е) сведения о месте жительства и (или) месте пребывания, в том числе не подтвержденные регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания.

II. Изменение порядка вручения повесток

Новые правила получения повесток для явки в военкомат коснутся не только срочников, но и всех военнообязанных.

По новым правилам предусмотрены следующие способы направления повесток:

  1. По почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу места жительства или места пребывания. Указанная повестка считается врученной под расписку в день доставки (вручения) заказных писем гражданам при наличии в уведомлении о вручении заказного письма отметки организации почтовой связи о доставке (вручении) заказного письма гражданину.
  2. Вручаются гражданам работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями или другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций лично;
  3. В электронной форме в порядке и способами, которые будут установлены Правительством Российской Федерации, и считается врученной с момента ее размещения в личном кабинете гражданина на соответствующем информационном ресурсе, в информационной системе (прим. с большой вероятностью в качестве информационной системы будут признаваться «госуслуги»).

Однако, если повестку не получиться доставить одним из вышеизложенных способов, то она будет считаться полученной по истечение 7 дней с даты ее размещения в Реестре повесток. 

III. Ограничительные меры для граждан, уклоняющихся от явки в военкомат по повестке 

Во-первых, установлен запрет на выезд из Российской Федерации с момента вручения повестки и до момента явки в военный комиссариат;

Во-вторых, законодатель предусмотрел ряд ограничительных мер для граждан, которые не явились в военкомат по врученной повестке по истечении 20 календарных дней со дня, указанного в повестке:

а) запрет на регистрацию физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей;
б) запрет на постановку на учет в налоговом органе физического лица в качестве налогоплательщика, применяющего специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход";
в) приостановка постановки недвижимого имущества на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав;
г) ограничения на пользование гражданином правом на управление транспортными средствами;
д) запрета на государственную регистрацию транспортных средств;
е) отказа в заключении кредитного договора, договора займа.

Помимо прочего, Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе установить дополнительные временные меры, направленные на обеспечение явки по повестке военного комиссариата, в виде ограничения на получение гражданами выплат, льгот, мер поддержки и иных преференций, установленных нормативными правовыми актами субъектов.

Другие публикации

01 фев’23

Сегодня подводим итоги нашей новой рубрики «Кейс месяца. Мнение публики». В январе мы не смогли выбрать какой-то один случай, поэтому вынесли на Ваше мнение целых четыре кейса. Все они касались такого актуального для нынешней зимы явления, как снег.

14 сен’22

Алименты представляют собой правовой институт, известный любому человеку вне зависимости от степени юридических знаний. Дела о их присуждении являются обычной и очень частой практикой, которой никому не удивишь. В силу их специфической правовой природы и достаточно единообразной практики, сложилось представление, что вопрос взыскания алиментов на детей носит исключительно заявительный порядок: «подал заявление – получил деньги», что, конечно же, не так.