Цифровизация исполнительного производства
В декабре 2021 был принят Федеральный закон от 21.12.2021 № 417-ФЗ, которым были внесены изменения в отдельные законодательные акты, в том числе в законодательство об исполнительном производстве. В целях снижения нагрузки и повышения качества работы судебных приставов в целом исполнительное производство частично перевели в электронный вид. Указанные изменения вступили в силу 20.06.2022 г.
Новые возможности при работе с приставами
«Несмотря на новшества в области исполнительного производства, которые должны обеспечить снижение нагрузки на судебных приставов-исполнителей и увеличить качество работы службы судебных приставов в целом, на данном этапе возникает множество вопросов касательно их реальной исполнимости».
Одним из новшеств при работе с приставами, стало изготовление исполнительного листа в электронном виде. Так, согласно положениям ч. 1.1 и 3 ст. 12, ч. 2.1 ст. 14 ФЗ об исполнительном производстве суд по заявлению взыскателя может изготовить исполнительный лист в электронном виде, заверить его своей подписью и направить его в службу судебных приставов на исполнение. При этом, если прямого требования закона не имеется, то лист на бумажном носителе изготавливать не требуется.
Однако открытым остается вопрос о реализации вышеуказанной позиции. Так, изменения были внесены в закон об исполнительном производстве, однако каких-либо изменений в ГПК или АПК в указанной части не вносилось. Таким образом, процессуальное законодательство прямо не предусматривает возможность изготовления электронных исполнительных листов.
Помимо прочего, открытым остается вопрос по технической возможности судов, осведомлённости сотрудников судов о возможности изготовления исполнительных листов в электронном виде и отправки их судебным приставам по единой системе межведомственного электронного взаимодействия.
Еще одним новшеством стала возможность службы судебных приставов принимать постановления в автоматическом режиме, то есть без участия самих приставов. В частности, таким способом можно выносить постановления о возбуждении исполнительного производства, взыскании исполнительского сбора, наложении или снятии ареста, введении иных запретов для должника, об обращении взыскания на деньги (ч. 2.2 ст. 14 ФЗ об исполнительном производстве). Постановления, принятые в автоматическом режиме, будут направляться сторонам исполнительного производства через портал госуслуг. (ч. 7 ст. 14 ФЗ об исполнительном производстве).
С одной стороны, указанная новелла должна снизить бумажную работу судебных приставов, но с другой стороны возникает вопрос о корректности работы автоматизированной системы по принятию решений и вынесения постановлений без непосредственного участия пристава. Если значительная доля постановлений автоматизированной системы будет оспариваться в результате ее некорректной работы это не только увеличит нагрузку приставов по рассмотрению жалоб и участию в судах, но и усилит нагрузку уже на судебные органы.
Кроме того, возникает вопрос о технической оснащенности приставов для внедрения автоматизированной системы.
Еще один законодательным новшеством стала возможность взаимодействовать с судебными приставами посредством портала государственных услуг (ч. 1 ст. 50.1 Закона об исполнительном производстве). Так, стороны исполнительного производства могут посредством госуслуг направлять заявления и ходатайства. Но в данном случае остаётся вопрос о необходимости ЭЦП и требованиям к формату документов.
Другие публикации
В 2021 г. ЮФ «Контра» публиковала новость об изменении законодательства и появления процедуры внесудебного банкротства. В рамках развития действующего законодательства 21 апреля 2023 г., Правительством РФ в Госдуму был внесен законопроект № 343127-8 О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и Федеральный закон "Об исполнительном производстве". Поправки посвящены процедуре внесудебного банкротства и изменению предельной суммы долга для признания должника банкротом.
В настоящей статье разработано подробное описание грядущих изменений, раскрыты ключевые особенности поправок, с которыми необходимо ознакомиться гражданам, претендующим на статус банкрота.
C 8 января 2019 года юридическим лицам следует знать о нововведениях в Жилищном кодексе РФ. Теперь, если юридическое лицо имеет офис или помещение иного назначения в многоквартирном доме, при перепланировке и переустройстве ему следует учитывать, что органы исполнительной власти субъектов РФ будут контролировать соблюдение порядка данных процессов.
Административная ответственность строится на началах субъектного вменения, что означает, что юридически значимыми и способными повлечь применение мер ответственности являются лишь те деяния, которые совершены виновно – умышленно или неосторожно. Таким образом, наличие вины является важным фактором, отсутствие которого не позволяет говорить о наличии правонарушения, что исключает ответственность.