Цифровизация исполнительного производства
В декабре 2021 был принят Федеральный закон от 21.12.2021 № 417-ФЗ, которым были внесены изменения в отдельные законодательные акты, в том числе в законодательство об исполнительном производстве. В целях снижения нагрузки и повышения качества работы судебных приставов в целом исполнительное производство частично перевели в электронный вид. Указанные изменения вступили в силу 20.06.2022 г.
Новые возможности при работе с приставами
«Несмотря на новшества в области исполнительного производства, которые должны обеспечить снижение нагрузки на судебных приставов-исполнителей и увеличить качество работы службы судебных приставов в целом, на данном этапе возникает множество вопросов касательно их реальной исполнимости».
Одним из новшеств при работе с приставами, стало изготовление исполнительного листа в электронном виде. Так, согласно положениям ч. 1.1 и 3 ст. 12, ч. 2.1 ст. 14 ФЗ об исполнительном производстве суд по заявлению взыскателя может изготовить исполнительный лист в электронном виде, заверить его своей подписью и направить его в службу судебных приставов на исполнение. При этом, если прямого требования закона не имеется, то лист на бумажном носителе изготавливать не требуется.
Однако открытым остается вопрос о реализации вышеуказанной позиции. Так, изменения были внесены в закон об исполнительном производстве, однако каких-либо изменений в ГПК или АПК в указанной части не вносилось. Таким образом, процессуальное законодательство прямо не предусматривает возможность изготовления электронных исполнительных листов.
Помимо прочего, открытым остается вопрос по технической возможности судов, осведомлённости сотрудников судов о возможности изготовления исполнительных листов в электронном виде и отправки их судебным приставам по единой системе межведомственного электронного взаимодействия.
Еще одним новшеством стала возможность службы судебных приставов принимать постановления в автоматическом режиме, то есть без участия самих приставов. В частности, таким способом можно выносить постановления о возбуждении исполнительного производства, взыскании исполнительского сбора, наложении или снятии ареста, введении иных запретов для должника, об обращении взыскания на деньги (ч. 2.2 ст. 14 ФЗ об исполнительном производстве). Постановления, принятые в автоматическом режиме, будут направляться сторонам исполнительного производства через портал госуслуг. (ч. 7 ст. 14 ФЗ об исполнительном производстве).
С одной стороны, указанная новелла должна снизить бумажную работу судебных приставов, но с другой стороны возникает вопрос о корректности работы автоматизированной системы по принятию решений и вынесения постановлений без непосредственного участия пристава. Если значительная доля постановлений автоматизированной системы будет оспариваться в результате ее некорректной работы это не только увеличит нагрузку приставов по рассмотрению жалоб и участию в судах, но и усилит нагрузку уже на судебные органы.
Кроме того, возникает вопрос о технической оснащенности приставов для внедрения автоматизированной системы.
Еще один законодательным новшеством стала возможность взаимодействовать с судебными приставами посредством портала государственных услуг (ч. 1 ст. 50.1 Закона об исполнительном производстве). Так, стороны исполнительного производства могут посредством госуслуг направлять заявления и ходатайства. Но в данном случае остаётся вопрос о необходимости ЭЦП и требованиям к формату документов.
Другие публикации
27.04.2021 г. Правительством РФ в Госдуму был внесен законопроект о «золотых визах», предусматривающий внесение изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ». Ожидается, что законопроект позволит иностранным инвесторам и членам их семьи получать вид на жительство в упрощенном порядке без необходимости получения разрешения на временное проживание (см. Законопроект № 1160385-7).
Юридическая фирма «Контра» приняла участие в интересном земельном споре. Клиент с Южно-Сахалинска обратился в 2019 г. за предоставлением земельного участка. Все достаточно просто и банально. Жилой дом на две семьи в собственности, земельный участок не сформирован, территория не распределена, сформировал пакет документов и направил в МИЗО (местный уполномоченный орган). Заявление начало «буксовать»: «сходите туда, не знаю куда, предоставьте то, не знаю что, подождите, не торопитесь».
Летом 2021 года Клиент обращается в ЮФ «Контра». С нашей стороны готовиться повторное заявление с полным пакетом документов со ссылками на статью 16 закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» с учетом того факта, что речь идет о многоквартирном доме. Помимо прочего представлена судебная практика и пояснительное письмо.
Зачастую после радости от победы на торгах и заключения контракта следует неприятное чувство зависимости от контрагента – правообладателя государственного имущества, в том числе. Так, одним из острых вопросов является изменение арендной ставки в договоре аренды государственного или муниципального имущества.