Цифровизация исполнительного производства

Новости
24 июн’22
Услуга:

В декабре 2021 был принят Федеральный закон от 21.12.2021 № 417-ФЗ, которым были внесены изменения в отдельные законодательные акты, в том числе в законодательство об исполнительном производстве. В целях снижения нагрузки и повышения качества работы судебных приставов в целом исполнительное производство частично перевели в электронный вид. Указанные изменения вступили в силу 20.06.2022 г.

Новые возможности при работе с приставами

«Несмотря на новшества в области исполнительного производства, которые должны обеспечить снижение нагрузки на судебных приставов-исполнителей и увеличить качество работы службы судебных приставов в целом, на данном этапе возникает множество вопросов касательно их реальной исполнимости».

Максим Ле
Юрист
Услуга:

Одним из новшеств при работе с приставами, стало изготовление исполнительного листа в электронном виде. Так, согласно положениям ч. 1.1 и 3 ст. 12, ч. 2.1 ст. 14 ФЗ об исполнительном производстве суд по заявлению взыскателя может изготовить исполнительный лист в электронном виде, заверить его своей подписью и направить его в службу судебных приставов на исполнение. При этом, если прямого требования закона не имеется, то лист на бумажном носителе изготавливать не требуется.

Однако открытым остается вопрос о реализации вышеуказанной позиции. Так, изменения были внесены в закон об исполнительном производстве, однако каких-либо изменений в ГПК или АПК в указанной части не вносилось. Таким образом, процессуальное законодательство прямо не предусматривает возможность изготовления электронных исполнительных листов.

Помимо прочего, открытым остается вопрос по технической возможности судов, осведомлённости сотрудников судов о возможности изготовления исполнительных листов в электронном виде и отправки их судебным приставам по единой системе межведомственного электронного взаимодействия.

Еще одним новшеством стала возможность службы судебных приставов принимать постановления в автоматическом режиме, то есть без участия самих приставов. В частности, таким способом можно выносить постановления о возбуждении исполнительного производства, взыскании исполнительского сбора, наложении или снятии ареста, введении иных запретов для должника, об обращении взыскания на деньги (ч. 2.2 ст. 14 ФЗ об исполнительном производстве). Постановления, принятые в автоматическом режиме, будут направляться сторонам исполнительного производства через портал госуслуг.  (ч. 7 ст. 14 ФЗ об исполнительном производстве).

С одной стороны, указанная новелла должна снизить бумажную работу судебных приставов, но с другой стороны возникает вопрос о корректности работы автоматизированной системы по принятию решений и вынесения постановлений без непосредственного участия пристава. Если значительная доля постановлений автоматизированной системы будет оспариваться в результате ее некорректной работы это не только увеличит нагрузку приставов по рассмотрению жалоб и участию в судах, но и усилит нагрузку уже на судебные органы.

Кроме того, возникает вопрос о технической оснащенности приставов для внедрения автоматизированной системы.

Еще один законодательным новшеством стала возможность взаимодействовать с судебными приставами посредством портала государственных услуг (ч. 1 ст. 50.1 Закона об исполнительном производстве). Так, стороны исполнительного производства могут посредством госуслуг направлять заявления и ходатайства. Но в данном случае остаётся вопрос о необходимости ЭЦП и требованиям к формату документов.
 

Другие публикации