Цифровизация исполнительного производства
В декабре 2021 был принят Федеральный закон от 21.12.2021 № 417-ФЗ, которым были внесены изменения в отдельные законодательные акты, в том числе в законодательство об исполнительном производстве. В целях снижения нагрузки и повышения качества работы судебных приставов в целом исполнительное производство частично перевели в электронный вид. Указанные изменения вступили в силу 20.06.2022 г.
Новые возможности при работе с приставами
«Несмотря на новшества в области исполнительного производства, которые должны обеспечить снижение нагрузки на судебных приставов-исполнителей и увеличить качество работы службы судебных приставов в целом, на данном этапе возникает множество вопросов касательно их реальной исполнимости».
Одним из новшеств при работе с приставами, стало изготовление исполнительного листа в электронном виде. Так, согласно положениям ч. 1.1 и 3 ст. 12, ч. 2.1 ст. 14 ФЗ об исполнительном производстве суд по заявлению взыскателя может изготовить исполнительный лист в электронном виде, заверить его своей подписью и направить его в службу судебных приставов на исполнение. При этом, если прямого требования закона не имеется, то лист на бумажном носителе изготавливать не требуется.
Однако открытым остается вопрос о реализации вышеуказанной позиции. Так, изменения были внесены в закон об исполнительном производстве, однако каких-либо изменений в ГПК или АПК в указанной части не вносилось. Таким образом, процессуальное законодательство прямо не предусматривает возможность изготовления электронных исполнительных листов.
Помимо прочего, открытым остается вопрос по технической возможности судов, осведомлённости сотрудников судов о возможности изготовления исполнительных листов в электронном виде и отправки их судебным приставам по единой системе межведомственного электронного взаимодействия.
Еще одним новшеством стала возможность службы судебных приставов принимать постановления в автоматическом режиме, то есть без участия самих приставов. В частности, таким способом можно выносить постановления о возбуждении исполнительного производства, взыскании исполнительского сбора, наложении или снятии ареста, введении иных запретов для должника, об обращении взыскания на деньги (ч. 2.2 ст. 14 ФЗ об исполнительном производстве). Постановления, принятые в автоматическом режиме, будут направляться сторонам исполнительного производства через портал госуслуг. (ч. 7 ст. 14 ФЗ об исполнительном производстве).
С одной стороны, указанная новелла должна снизить бумажную работу судебных приставов, но с другой стороны возникает вопрос о корректности работы автоматизированной системы по принятию решений и вынесения постановлений без непосредственного участия пристава. Если значительная доля постановлений автоматизированной системы будет оспариваться в результате ее некорректной работы это не только увеличит нагрузку приставов по рассмотрению жалоб и участию в судах, но и усилит нагрузку уже на судебные органы.
Кроме того, возникает вопрос о технической оснащенности приставов для внедрения автоматизированной системы.
Еще один законодательным новшеством стала возможность взаимодействовать с судебными приставами посредством портала государственных услуг (ч. 1 ст. 50.1 Закона об исполнительном производстве). Так, стороны исполнительного производства могут посредством госуслуг направлять заявления и ходатайства. Но в данном случае остаётся вопрос о необходимости ЭЦП и требованиям к формату документов.
Другие публикации
Ранее участники Общества обращались за помощью в государственной регистрации самого Общества. Однако в дальнейшем Обществом деятельность фактически не осуществлялась. Летом 2022 г. появился новый партнер, который мог оживить деятельность Общества. Необходимо было назначить нового партнера в качестве директора, завести его в общество в качестве участника, изменить систему налогообложения, получить статус резидента СПВ. После осуществления всех указанных действий у Клиента возникли дополнительные вопросы, которые необходимо было решить.
Во-первых, после получения статуса резидента СПВ у Клиента возник вопрос по оформлению ранее трудоустроенных сотрудников, чтобы на них распространялись налоговые льготы по уплате страховых взносов.
Во-вторых, у клиента возникла необходимость полностью изменить ранее подготовленный и утвержденный АО «КРДВ» бизнес-план, на основании которого Клиенту предоставлялся статус резидента СПВ.
В-третьих, необходимо было подготовить корпоративный договор между участниками.
Тимофей Омельяненко подготовил научную статью по международному праву «Россия и Норвегия в Арктике: мирный передел морских пространств». Данная статья анализирует взаимодействие России и Норвегии, которое позволяет использовать ресурсы Арктики, что в свою очередь оказывает большое влияние на экономику нашей страны.
Современное судопроизводство не стоит на месте, и к традиционным доказательствам, представленным на бумажном носителе, теперь можно приобщить и новые ранее неохотно рассматриваемыми судами в качестве таковых.
В Постановлении Пленума ВС № 10 от 23.04.2019 г., например, разъяснено, что закон не устанавливает перечень допустимых доказательств, на основании которых суд решает, было нарушение или нет. А потому суд вправе принять любые доказательства, предусмотренные процессуальными законами, в том числе, и полученные в интернете.