Взыскание убытков с Заказчика за выпуск банковских гарантий
Клиент ЮФ «Контра» заключил муниципальный контракт на строительство очистительных сооружений. В результате неисполнения со стороны Заказчика своих обязательств клиент не смог осуществлять работы по объекту надлежащим образом в установленных объемах и в согласованные сроки.
В итоге, понимая, что Клиент не успевает завершить строительство объекта в срок, Заказчик принимает решение об одностороннем расторжении муниципального контракта. В результате одного из множества споров между Клиентом и Заказчиком, в которых с участием ЮФ «Контра» Клиент одержал победу (см. дело № А59-441/2020 – признание одностороннего отказа от муниципального контракта не законным; А59-600/2021 – взыскание неустойки со стороны Заказчика; А59-5027/2021 – взыскание необоснованно удержанной неустойки со стороны Заказчика; А59-5553/2021 –взыскание оплаты за выполненные работы), суд благодаря совместным усилиям Клиента и сотрудников ЮФ «Контры» удовлетворил требования о взыскании с Заказчика убытков в виде комиссий за выпуск банковских гарантий (см. дело А59-5889/2021).
Прецедент по расходам за выпуск банковских гарантий
«Инициируя данный судебный процесс у нас не было полной уверенности в удовлетворении исковых требований в полном объеме, включая расходы за выпуск первоначальной банковской гарантии, в результате ее фактической частичной реализации в виде обеспечения обязательств в периоды, когда у подрядчика была возможность осуществлять работы. Но нам удалось убедить суд в обоснованности удовлетворения иска в полном объеме помимо расходов за перевыпуск банковской гарантии»
Заказчиком был разыгран муниципальный контракт, по результатам которого с Клиентом заключается муниципальный контракт на осуществление строительно-монтажных работ. С момента заключения муниципального прошло 5 месяцев, прежде чем Клиент получил от Заказчика рабочую документацию для непосредственного осуществления работ. После получения документации Клиентом были выявлены недостатки документации, без устранения которых осуществлять строительство объекта было невозможно. В итоге в течение еще 5 месяцев Клиент не мог осуществлять работы, так как проводилась корректировка документации и прохождение государственной экспертизы.
Когда Клиент получил новое заключение экспертизы, то он обратился к Заказчику с просьбой согласовать новую смету и заключить дополнительное соглашение, т.к. новая проектная документация увеличивала объем, сроки и стоимость работ. Но заказчик несмотря на постоянные письма и прочие действия со стороны подрядчика, только спустя почти год утвердил новую смету и подписал дополнительное соглашение, предоставив Клиенту всего 3 месяца для осуществления работ, что фактически было невыполнимо, хотя Подрядчик был готов построить объект за полгода.
В декабре 2019 г. Заказчик в одностороннем порядке расторг муниципальный контракт с Клиентом, при этом надлежащим образом не уведомив его. Примечательно, что спустя неделю после расторжения муниципального контракта Заказчик принимает работы у Клиента и также не уведомляет о расторжении. В конце января 2020 г. Клиент, узнав об одностороннем отказе от муниципальный контракта, обратился в Юридическую фирма «Контра».
При помощи усилий сотрудников ЮФ «Контра» и Клиента требования о признании одностороннего отказа недействительным были удовлетворены судом первой инстанции, а в последующем решение первой инстанции было оставлено без изменений судом апелляционной инстанции.
Признание одностороннего отказа от муниципального контракта незаконным позволило в дальнейшем обратиться к Заказчику с требованием о взыскании убытков в виде оплаты комиссий за выпуск банковских гарантий:
- первоначальной банковской гарантии, выпущенной при разыгрывании муниципального контракта, и
- дополнительной банковской гарантии, выпущенной на новый срок ввиду продления муниципального контракта.
Ответчиком в целях затягивания судебного спора, был заявлен встречный иск с требованием взыскать с Клиента «необоснованное обогащение». Вместе с тем, в ходе судебных заседаний Заказчик не смог расшифровать свой расчет и обосновать размер заявленных требований.
Несмотря на многочисленные заседания, которые продолжались рассматриваться ввиду принятия судом встречного иска, и фактического ухода суда к рассмотрению обоснованности встречных исковых требований, сотрудникам ЮФ «Контра» удалось убедить суд в обоснованности первоначального искового заявления и отсутствия оснований для рассмотрения встречного иска в настоящем споре.
Основные доводы Юридической фирмы заключались в следующем:
- Наличие уже принятого решения по иному делу, в котором установлен факт незаконного отказа муниципального контракта со стороны Заказчика;
- Наличие убытков в виде расходов на выпуск банковских гарантий;
- Наличие многочисленной судебной практики, в том числе ВС РФ, подтверждающей возможность взыскания убытков за выпуск банковской гарантии при расторжении контракта из-за виновных действий Заказчика;
- Введение процедуры банкротства в отношении Клиента, в связи с чем реестровые требования Заказчика в принципе не подлежали рассмотрению в рамках настоящего спора;
- Представлено обоснование для отказа в удовлетворении встречного иска по существу.
Юристы Подрядчика взыскали с Заказчика убытки в виде комиссий за выпуск банковских гарантий, а также смогли убедить суд оставить без рассмотрения встречные исковые требования Заказчика о взыскании неосновательного обогащения. Фактически создан прецендент, когда помимо расходов за перевыпуск банковской гарантии, взыскиваются расходы за её первоначальный выпуск в ситуации, когда госконтракт частично был исполнен (см. дело А59-5889/2021).
Другие публикации
Аффидевит сыграл решающую роль в судебном процессе.
Сотрудники ЮФ «Контра» оперативно взыскали в пользу клиента задолженность по договору займа, а также пресекли попытку ответчика злоупотребить правом при попытке добиться пересмотра судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам.
Алименты представляют собой правовой институт, известный любому человеку вне зависимости от степени юридических знаний. Дела о их присуждении являются обычной и очень частой практикой, которой никому не удивишь. В силу их специфической правовой природы и достаточно единообразной практики, сложилось представление, что вопрос взыскания алиментов на детей носит исключительно заявительный порядок: «подал заявление – получил деньги», что, конечно же, не так.