«Суррогатное материнство: в законе или нет» – Мистер Вульф
В рамках рассматриваемого в настоящем выпуске OFF культа женской красоты Мистер Вульф, как всегда, решил действовать максимально нетривиально и остановился на понятии «суррогатного материнства». В теме будем разбираться совместно и очень аккуратно. Сразу оговоримся, что, конечно, даже Мистер Решала с такими вопросами напрямую не сталкивался ни с какой стороны.
Прежде всего, отметим, что Россия является одной из самых прогрессивных стран в данном вопросе. Другими словами, у нас суррогатное материнство разрешено, включая коммерческую основу. В Европе и в целом мире отношение к суррогатному материнству более настороженное. Так, данное явление запрещено во Франции, Германии, Норвегии, Швеции, Италии, Австрии, Китае, Японии, Канаде, некоторых штатах США. Некоммерческая форма (без получения вознаграждения) разрешается в Великобритании, Испании, Дании и некоторых других странах. В Бельгии и Греции эта сфера отношений вообще никак не регулируется.
Заголовок – Кто прав, кто виноват … Жизнь … Интересы одного, пары, семьи, ребенка или общества?
«Данная тема особенно интересна на фоне санкционной политики Запада в отношении России. Безусловно, сейчас судебная система будет предоставлять предпочтение российским сурмамам по отношению к иностранным генетическим родителям, в особенности, если речь идет о недружественных странах. Так, недавно Российские суды запретили передавать детей по делу о суррогатных матерях в Филиппины и Австрию. Примечательно, что в первом случае речь шла о вице-спикере палаты представителей Конгресса Филиппин Фреденилю Эрнаесу Кастро …»
Тем не менее, в нашей стране данному вопросу, как и к многим другим менее сложным проблемам, уделено недостаточное правовое регулирование. Так, какие-либо механизмы учета мнения генетических родителей ребенка, а также интересов самого ребенка законодательством прямо не предусмотрены. В настоящее время помимо нескольких положений в специальных законах есть короткое упоминание в Семейном кодексе (абз.2 п. 4 ст. 51), что передача ребенка исключительно родителям, состоящих в браке (то есть запрет на передачу ребенка однополым парам), осуществляется только с согласия суррогатной матери.
Таким образом, у Мистера Вульфа возникает огромное количество вопросов, основным из которых является отсутствие учета мнения генетических родителей и интересов самого ребенка, не говоря о стабильности гражданского оборота. Когда сурмама, заключив договор, получив и часто потратив средства, отказывается от его исполнения.
В защиту интересов указанных лиц Верховный суд решил в 2017 году вмешаться в ситуацию и указал, что помимо согласия суррогатной матери необходимо оценить и прочие условия. Такие как, был ли договор и каковы его условия, присутствуют ли генетические родители ребенка, какая причина отказа суррогатной матери от исполнения договора, а также безусловный учет интересов ребенка. Другими словами, в такой ситуации одним из значимых вопросов является наличие договора между генетическими родителями и суррогатной мамой, а также оценка его условий.
Но тогда у Мистера Вульфа не менее серьезные вопросы и к такому подходу. Ведь фактически, детально прописывая условия сделки, к ребенку относятся непосредственно как к товару. Так, в России в том же 2017 году внесли законопроект применительно полной отмены суррогатного материнства. Из пояснительной записки данного законопроекта:
«Позиционирование ребёнка не как личности, а как некоего объекта сделки, по существу – как неодушевлённого объекта, которому атрибутируются признаки товара и потребительские товарные свойства, стало основным аргументом в пользу полного запрета суррогатного материнства в Германии».
Кстати, часто при оспаривании подобных договоров между «родителями» указывают на отсутствие нотариального согласия супруга, если он есть у суррогатной матери, что фактически приравнивает ребенка к недвижимости … Что-то Мистеру Вульфу совсем нехорошо, все это описывать и продолжать дискуссию.
В целом проблем данного явления огромное количество, включая торговлю детьми, злоупотреблениями как со стороны суррогатных матерей, так и генетических родителей или просто лиц, заказавших себе «особую» услугу. Не говоря уже о коммерциализации всего данного процесса. Так, Мистер Вульф даже практику нашел о привлечении к ответственности коммерсанта за размещение рекламы на автобусных билетах (!) о приглашении женщин в качестве суррогатных матерей. Но в целом с учетом позиции Конституционного суда от 2021 г., признавшего незаконным закон о поддержке детей, в части, не предоставляющего преференций родителям с ребенком от суррогатной матери, указанное явление в нашей стране не отменят, по крайней мере, пока …
«Да, безусловно, для кого-то, возможно, это единственный шанс. И мне не хочется быть арбитром в данном вопросе. Но лично мое мнение, что в таких вопросах всегда будет возможность для недобросовестных на руку. Поэтому если действительно хочется взять в свою семью ребенка, то есть институт усыновления (удочерение). Тем более, что таким поступком можно сделать жизнь по-настоящему лучше, еще одного человечка, который ждал, возможно, именно тебя» – ваш Мистер Вульф.
С новыми темами и вопросами, просим обращаться в редакцию Off.
Более подробно, см. публикацию для скачивания
Другие публикации
«Ценности». Что для каждого ценно: время, деньги, семья, достижения или увлечения? Автор для себя сделал данный выбор еще в детстве. Ничего более ценного, чем семья не может быть. И на этом пьедестале ценностей именно дети занимают особое место. Об интересах детей и поговорим.
Начнем с самого страшного для большинства «пап года» – с алиментов. Тут ничего сложного для Мистера Вульфа: обращаемся в суд, пошлину не платим, процент от заработка от 25 % на одного ребенка до 50% (в зависимости от количества детей). Если «добытчик» официально безработный (в службе занятости оформил безработицу), то вычитывается с пособия по безработице. Если «чудо- отец» официально безработным не признан, и отсутствует информация о его доходах, то алименты взыскиваются со средней по России заработной платы на момент взыскания задолженности.
Во Владивостоке завершился второй Дальневосточный международный банковский правовой форум, организаторами которого выступил Сбербанк. Более 700 представителей банковского сообщества, юристов, экономистов, преподавателей присоединились к дискуссионным площадкам онлайн и офлайн.
По приглашению организаторов Форума Кирилл Возисов, управляющий партнер, Юридической фирмы «Контра», выступил с темой «Ответственность контролирующих должника лиц» в рамках сессии «Актуальные темы банкротства».
В рамках подробного выступления с презентационным материалом были освещены следующие вопросы и проблемы:
- Общие положения о субсидиарной ответственности;
- Топ-5 сумм субсидиарной ответственности в 2023 году;
- Ответственность кредиторов за причинение вреда конкурсной массе
- Cубсидиарная ответственность контролирующих должника лиц вне процедуры банкротства.
Информация о мероприятии была детально освещена различными СМИ, включая иностранные.
С учетом турбулентного начала 2022 года мы намеренно взяли паузу по публикациям. Вместе тем, полагаем, что «show must go on». И самым правильным будет продолжить размещение публикаций и продвижение своих услуг. При этом, теперь помимо ранее существовавших площадок FB и Insta будут дополнительно использоваться VK и Telegram. А какая из них покажет большую актуальность и информативную привлекательность покажет время.
Тема выпуска OFF (за февраль) – «Шестое чувство». Новый год начался с очень интересной темы, посвященной магии, нумерологии, таро, парапсихологии, эзотерики и услугам, связанным с этим. Но, раз у нас новый год и нетривиальная тема, Мистер Вульф решил пригласить профессионала в этом вопросе и сделать обоюдно продуктивное интервью с целью раскрытия основных вопросов по данной теме совместно с Еленой Глицан (@HellGlitsan), совладельцей клуба красоты и психологии «Твои правила».
В публикации соавторы рассуждают об отношении государства к данной проблеме, сложностях рекламы магических услуг и определения их критерия качества, а также ответственности применительно оккультно-мистических услуг в сфере здравоохранения за работу вне закона и о многом другом.