Инстаграм* под запретом: какие штрафы грозят бизнесу и как минимизировать риски
На основании Федерального закона от 07.04.2025 № 72-ФЗ с 1 сентября 2025 года в России вводится запрет на размещение рекламы в социальных сетях, признанных экстремистскими, включая Инстаграм*. Нарушителям грозят значительные штрафы по ст. 14.3 КоАП РФ, а в случае оплаты услуг через Meta Platforms Inc.** - уголовная ответственность за финансирование экстремизма (ст. 282.3 УК РФ). В статье подробно разъясняется, какой контент признаётся рекламным, даются рекомендации по приведению аккаунтов в соответствие с законом, а также рассматриваются риски административного и уголовного преследования за использование платформы.
Инстаграм*: новые правила игры
«Тем не менее, использование аккаунтов в Инстаграм* может формально подпадать под ч. 2 ст. 282.2 УК РФ, однако привлечение пользователей к уголовной ответственности маловероятно – согласно разъяснениям Верховного суда и позиции Генпрокуратуры, ключевое значение имеют цели и мотивы использования платформы. В условиях отсутствия устоявшейся практики и официальных разъяснений, в настоящее время рекомендуется приостановить ведение аккаунтов до получения четких разъяснений от уполномоченных органов».
С 1 сентября 2025 года нельзя размещать рекламу в соцсетях, которые еще в 2022 году Тверской районный суд г. Москвы по иску Генпрокуратуры признал экстремистскими. Суд запретил деятельность компании Meta Platforms Inc.** на территории России, а также реализацию ее соцсетей. Рекламодателей и рекламораспространителей начнут штрафовать за размещение публикаций с рекламным подтекстом в запрещенных соцсетях. За нарушение закона предусмотрена административная и уголовная ответственность.
При упоминании Meta Platforms Inc.** в публичных источниках указывайте (в тексте), что это экстремистская организация. За нарушение предусмотрен штраф по статье 13.15 КоАП. Более того, нельзя использовать логотип Инстаграма* в публичных источниках, так как это символика экстремистской организаций.
В условиях текущей практики, сейчас гражданам и компаниям пользоваться Инстаграмом* можно. Это следует из разъяснений Верховного суда по делам об экстремизме и позиции представителя Генпрокуратуры в судебном заседании о признании Meta Platforms Inc.** экстремистской организацией. Тем не менее, суд в своем решении запретил реализацию Инстаграма* на всей территории России, поэтому угроза получения санкций в настоящий момент имеется.
Как правильно пользоваться Инстаграмом*, для минимизации риска получения штрафных санкций:
1. Публикации (истории, рилсы, ссылки, хештеги) должны содержать исключительно информационный характер, без рекламного и рекомендательного контекста.
Необходимо исключить из публикаций сведения следующего характера:
- о цене за товар или услуги;
- о возможности предоставления товаров или услуг;
- о скидках или иных акциях и предложениях, промокодах, реферальных ссылок на товары или услуги и тому подобные;
- о преимуществе товара или услуг;
- упоминание иных товарных знаков (брендов) или иных лиц, предоставляющих товары или услуги с акцентов на характеристики.
Таким образом, из публикаций необходимо полностью исключить прямые или косвенные реплики, которые могут побуждать читателей к обращению за товаром или услугами. При таких обстоятельствах, публикация не будет признана рекламой, следовательно не подпадает под ответственность по ст. 14.3 КоАП РФ.
* Социальная сеть, деятельность которой запрещена на территории Российской Федерации.
** Организация, деятельность которой запрещена на территории Российской Федерации.