Электросамокат – транспортное средство?
Юристы Юридической фирмы «Контра» разъяснили основные вопросы использования электросамокатов, а именно: применяются ли к ним Правила дорожного движения, установленные для пешеходов, или же электросамокат приравнивается к мопеду, следовательно, владельцы обязаны иметь права на управление транспортным средством категории «М», надевать шлем и соблюдать иные правила дорожного движения для лиц, использующих мопеды?
Правовой режима использования электросамоката
«Стремительное развитие науки и техники неизбежно влечет за собой появление новых транспортных средств и, следственно, необходимость усовершенствования и развития не только транспортной инфраструктуры, но и законодательного регулирования в данной сфере. Наличие правового вакуума в сфере безопасности дорожного движения недопустимо, так как речь идет о жизни и здоровье граждан. Используя электросамокат в качестве средства передвижения, обращайте внимание на его технические характеристики и соблюдайте соответствующие требования ПДД».
С наступлением весны жители г. Владивостока стали замечать расставленные вдоль центральных улиц электросамокаты. В последнее время, учитывая временные затраты на преодоление многокилометровых пробок, использование электросамоката в качестве средства передвижения стало набирать особую популярность.
При этом движение на электросамокатах осуществляется хаотично, не только по тротуарам, но и по проезжей части, что может представлять существенную опасность для всех участников дорожного движения, в том числе, для лиц, управляющих ими, в качестве которых порой выступают подростки моложе 16 лет.
Возникают вопросы относительно правового регулирования использования электросамокатов, а именно:
- применяются ли к ним Правила дорожного движения, установленные для пешеходов (перемещаться по тротуарам, пешеходным и велодорожкам, если тротуаров или дорожек нет, двигаться по обочинам дорог или по краю проезжей части, в темное время суток иметь на одежде светоотражающие элементы и др.), или же
- электросамокат приравнивается к мопеду, следовательно, владельцы обязаны иметь права на управление транспортным средством категории «М», надевать шлем и соблюдать иные правила дорожного движения для лиц, использующих мопеды.
В п. 1.2 Постановления Правительства РФ № 1090 от 23.10.1993г. «О Правилах дорожного движения» выделяют такие виды транспорта как автопоезд, велосипед, гибридный автомобиль, механическое транспортное средство (в т.ч. с прицепом) электромобиль, мопед, мотоцикл. Как мы видим, в перечне транспортных средств электросамокат не указан.
В 2019 г. подготовлен Проект о внесении изменения в ПДД РФ, предусматривающий введение термина «средства индивидуальной мобильности» (СИМ) в отношении электросамокатов, гироскутеров и других средств передвижения, введения нового участника дорожного движения - лица, использующего для передвижения средство индивидуальной мобильности. Однако на стадии рассмотрения проекта было принято решение об отказе в его разработке.
Отсутствие в законодательстве ясной регламентации правого режима использования электросамоката создает сложности в правоприменительной практике при решении вопроса о привлечении лица к ответственности за нарушение Правил дорожного движения, что приводит к противоречивой судебной практике.
В одних случаях суд приходит к выводу, что лицо, управляющее электросамокатом, не относится к пешеходам и привлекается к ответственности по ст. 12.7 КоАП РФ (управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством), в других – электросамокат не относят к категории транспортного средства, а лицо, управляющее им, поскольку не является водителем, привлекается к ответственности по ст. 12.29 КоАП РФ (нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения).
Исходя из анализа судебной практики, при решении вопроса о возможности квалификации электросамоката в качестве мопеда, учитываются его технические характеристики. В частности, в случае, если мощность двигателя больше 4 кВт, а скорость выше 50 км/ч, то электросамокат отвечает характеристикам мопеда. В этом случае нужны и права, и шлем, а за пьяное вождение могут лишить прав.
30 марта 2022г. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда отказала в оспаривании Правил дорожного движения в части, которая позволяет отнести электросамокат к транспортным средствам (дело № АКПИ22-66), подтвердив устоявшуюся судебную практику.
Подробнее см. карточка производства дело № АКПИ22-66 по ссылке: https://vsrf.ru/lk/practice/cases/11353095
Подробнее см. Постановление Правительства РФ № 1090 от 23.10.1993г. «О Правилах дорожного движения» по ссылке: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2709/
Другие публикации
Очередность погашения по новым правилам значительно облегчит финансовую нагрузку на потребителя.
Наследование имущества зачастую бывает непростой юридической процедурой, сопровождающейся судебными спорами, особенно если речь идет о дорогостоящем имуществе. Но, что если частью наследственной массы стали не дома и машины, а идеи и мысли? Как правильно передать по наследству результаты творческого труда – расскажем в новой статье
Клиент ЮФ «Контра» является собственником офисных помещений, которые сдает в аренду. С одним из арендаторов возник спор касательно зачета произведенного ремонта в счет погашения арендной платы. После длительной претензионной переписки Арендодатель обратился в суд с исковым заявлением. В рамках подготовленных судебных документов представитель арендатора неоднократно указывал на наличие у сотрудника ЮФ «Контра», представляющего интересы клиента, психических расстройств и иным образом пытался как оскорбить честь и достоинство, так и подвергнуть сомнению его компетентность. Помимо прочего, представитель арендатора также осмелился использовать отдельные высказывания в адрес суда. После ознакомления с указанными документами сотрудниками ЮФ «Контра» было подготовлено заявление о наложении судебного штрафа. По результатам рассмотрения указанного заявления на представителя арендатора был наложен судебный штраф (см. дело № А51-1832/2020).