Электросамокат – транспортное средство?
Юристы Юридической фирмы «Контра» разъяснили основные вопросы использования электросамокатов, а именно: применяются ли к ним Правила дорожного движения, установленные для пешеходов, или же электросамокат приравнивается к мопеду, следовательно, владельцы обязаны иметь права на управление транспортным средством категории «М», надевать шлем и соблюдать иные правила дорожного движения для лиц, использующих мопеды?
Правовой режима использования электросамоката
«Стремительное развитие науки и техники неизбежно влечет за собой появление новых транспортных средств и, следственно, необходимость усовершенствования и развития не только транспортной инфраструктуры, но и законодательного регулирования в данной сфере. Наличие правового вакуума в сфере безопасности дорожного движения недопустимо, так как речь идет о жизни и здоровье граждан. Используя электросамокат в качестве средства передвижения, обращайте внимание на его технические характеристики и соблюдайте соответствующие требования ПДД».
С наступлением весны жители г. Владивостока стали замечать расставленные вдоль центральных улиц электросамокаты. В последнее время, учитывая временные затраты на преодоление многокилометровых пробок, использование электросамоката в качестве средства передвижения стало набирать особую популярность.
При этом движение на электросамокатах осуществляется хаотично, не только по тротуарам, но и по проезжей части, что может представлять существенную опасность для всех участников дорожного движения, в том числе, для лиц, управляющих ими, в качестве которых порой выступают подростки моложе 16 лет.
Возникают вопросы относительно правового регулирования использования электросамокатов, а именно:
- применяются ли к ним Правила дорожного движения, установленные для пешеходов (перемещаться по тротуарам, пешеходным и велодорожкам, если тротуаров или дорожек нет, двигаться по обочинам дорог или по краю проезжей части, в темное время суток иметь на одежде светоотражающие элементы и др.), или же
- электросамокат приравнивается к мопеду, следовательно, владельцы обязаны иметь права на управление транспортным средством категории «М», надевать шлем и соблюдать иные правила дорожного движения для лиц, использующих мопеды.
В п. 1.2 Постановления Правительства РФ № 1090 от 23.10.1993г. «О Правилах дорожного движения» выделяют такие виды транспорта как автопоезд, велосипед, гибридный автомобиль, механическое транспортное средство (в т.ч. с прицепом) электромобиль, мопед, мотоцикл. Как мы видим, в перечне транспортных средств электросамокат не указан.
В 2019 г. подготовлен Проект о внесении изменения в ПДД РФ, предусматривающий введение термина «средства индивидуальной мобильности» (СИМ) в отношении электросамокатов, гироскутеров и других средств передвижения, введения нового участника дорожного движения - лица, использующего для передвижения средство индивидуальной мобильности. Однако на стадии рассмотрения проекта было принято решение об отказе в его разработке.
Отсутствие в законодательстве ясной регламентации правого режима использования электросамоката создает сложности в правоприменительной практике при решении вопроса о привлечении лица к ответственности за нарушение Правил дорожного движения, что приводит к противоречивой судебной практике.
В одних случаях суд приходит к выводу, что лицо, управляющее электросамокатом, не относится к пешеходам и привлекается к ответственности по ст. 12.7 КоАП РФ (управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством), в других – электросамокат не относят к категории транспортного средства, а лицо, управляющее им, поскольку не является водителем, привлекается к ответственности по ст. 12.29 КоАП РФ (нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения).
Исходя из анализа судебной практики, при решении вопроса о возможности квалификации электросамоката в качестве мопеда, учитываются его технические характеристики. В частности, в случае, если мощность двигателя больше 4 кВт, а скорость выше 50 км/ч, то электросамокат отвечает характеристикам мопеда. В этом случае нужны и права, и шлем, а за пьяное вождение могут лишить прав.
30 марта 2022г. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда отказала в оспаривании Правил дорожного движения в части, которая позволяет отнести электросамокат к транспортным средствам (дело № АКПИ22-66), подтвердив устоявшуюся судебную практику.
Подробнее см. карточка производства дело № АКПИ22-66 по ссылке: https://vsrf.ru/lk/practice/cases/11353095
Подробнее см. Постановление Правительства РФ № 1090 от 23.10.1993г. «О Правилах дорожного движения» по ссылке: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2709/
Другие публикации
Клиент заключил договор поставки. Все проверил, все правильно, документами обменялись по электронной почте, осуществил предоплату. Далее, поставщик перестал выходить на связь. Оказалось, что это были мошенники, которые выдавали себя за известную Питерскую компанию. В последующим мошенническая компания была исключена из ЕГРЮЛ, в связи с чем клиент денежные средства взыскать не смог. Уголовное направление также положительных результатов не дало. Со сложившейся ситуацией клиент обратился в ЮФ Контра.
Постановлением Правительства РФ от 28.03.2022 N 497 с 1 апреля 2022 года по 1 октября 2022 года введен мораторий на банкротство, который исключает возможность начисления неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение должником денежных обязательств. В таких условиях для недобросовестных контрагентов открываются еще большие пути для злоупотребления. Индексация присужденных денежных сумм может стать альтернативным способом воздействия на должника в условиях моратория на банкротства.
Заключили договор подряда с АО «КРДВ»? Приготовитесь к тому к тому, что Вас ждут сложности в работе с Заказчиком.